Больше рецензий

9 октября 2015 г. 16:41

74

3.5

Первое впечатление от книги - это история о своеобразном преступлении и наказании, а если точнее, то о самобичевании главного героя. Не зря считается, что в работах Дж. Конрада сквозит влияние Достоевского. Не знаю, как в других его романах, но в "Лорде Джиме" это влияние очевидно. Конрад попытался постичь психологию конкретного индивида, поступив с ним довольно жестоко. Он поместил Джима, нашего героя, в непростую ситуацию в раннем для юноши возрасте и наблюдал, как тот поведет себя.

Главный герой книги устраивается работать штурманом на корабль "Патна". Именно на "Патне" и происходит событие, которое влияет на всю дальнейшую жизнь Джима. "Патна" терпит крушение и в минуту опасности Джим бежит с корабля, бросив на произвол судьбы 800 человек, даже не попытавшись им помочь. Позже оказывается, что судно так и не пошло ко дну, а люди благополучно были спасены. Что же побудило Джима на такой некрасивый поступок - в этом будет пытаться разобраться и сам герой и окружающие его люди. Многие из второстепенных персонажей, кстати, описаны очень реалистично, смотришь на кого-нибудь из них и невольно вспоминаешь, где встречались подобные экземпляры в своей собственной жизни. Но история все-таки не о них, поэтому автор использует их скорее как фон для своего героя, вокруг которого все крутится-вертится.

На первый взгляд кажется, что Джим самый обыкновенный трус, но постепенно мы узнаем, что это совсем не так. Скорее всего, он просто совершенно не умеет приспосабливаться. В критических ситуациях Джим теряется, не знает как поступить, начинает сомневаться в себе и не видит, какой путь правильный. И каждый раз, попадая в нелегкую ситуацию, он использует политику наименьшего сопротивления. Конечно, никто не идеален и неизвестно, как бы поступил каждый из нас, оказавшись на его месте. Не даром же говорят, если хочешь узнать человека, пригласи его в трудный поход. Однако проблема Джима далеко не в том, что он плохой человек. Он как раз-таки даже чересчур добропорядочный и имеет множество талантов. Он не пытается избежать правосудия и готов понести любое наказание, он одновременно и не ищет себе оправдания, и молчаливо жаждет его.

По структуре можно выделить три этапа жизни Джима: крушение "Патны", попытки наладить жизнь после суда и жизнь в Патюзане. Вполне естественно, что читатель ожидает, что вот-вот Джиму предоставится второй шанс, возникнет ситуация, из которой он сможет выйти достойно и найти верное решение. И Конрад не разочаровывает, такая ситуация действительно предоставляется Джиму в самом конце, но, как и в первый раз наш герой оказывается к ней совершенно неподготовлен. Нельзя сказать со стопроцентной уверенностью, в чем проблема Джима - в его чрезмерной романтичности, выраженной в желании получить наказание за свой поступок, или же в зацикленности на самом себе. Такие прекрасные качества, как честность и благородство, мешают ему разглядеть волка в овечьей шкуре и за этот промах Джим поплатится не только своей жизнью, но и жизнями других.

Что касается стиля повествования, то он показался мне слегка неровным. Историю Джима мы узнаем из рассказов разных лиц. Но стоит отдать должное автору, как и пристало посторонним лицам, они могут лишь только передать нам свое видение Джима и его жизни. Когда рассказчики в очередной раз теряются и не могут найти объяснения действием героя, понимаешь, что, как и в жизни, "чужая душа - потемки", и приходится брать во внимание возможное искажение: кто же знает, о чем думал Джим и чем он руководствовался на самом деле.

Понравилось, как тонко Дж. Конрад подметил один момент во всей этой истории. В начале, после суда Джим никуда не мог надолго устроиться работать из-за того, что ему казалось, что каждый знает о его проступке и все вокруг глядят на него сквозь призму этого знания. В конце же, в Патюзане, где жители воспринимают его как белого господина, Джима грызет то, что никто не знает его, никто не понимает, кто он есть на самом деле. Это очень важный момент в эволюции характера героя. Ведь он стыдился своего бегства с "Патны", но очутившись в новой среде, ему начинает казаться, что именно без этого своего поступка он уже не он.

В книге есть над чем подумать. Здесь удается прочувствовать тонкую грань между "хорошо" и "плохо": не все так однозначно, как кажется сначала. Углубившись во внутренний мир отдельно взятого человека и посмотрев на мир его глазами уже не будешь так уверенно порицать его промахи. Лично мне понять героя Дж. Конрада оказалось довольно сложно, он не вызвал во мне отвращения, скорее недоумение и сочувствие. Но здесь как раз тот случай, когда ненависть была бы лучше жалости.

ДП, bookашки