Больше рецензий

Buffalo_Bill

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 сентября 2015 г. 19:01

525

5

Умри ты сегодня, а я завтра!
Лагерная поговорка


Кто кого сможет, тот того и гложет

Александр Исаевич описывает в этом рассказе (его и рассказом-то язык не поворачивается назвать, больно уж велик) лагерный быт заключённых. Да не простого лагеря, а смертоносного — Особлаг, из которого выход для большинства заключённых — вперёд ногами.
Для меня произведение не стало откровением и не знаю, может ли стать хоть что-то, после великого и поистине ужасного "Архипелага ГУЛАГа". Я уже писала рецензии на первый, второй и третий тома "ГУЛАГа".
Собственно, именно "Архипелаг" и подтолкнул меня к такому начинанию, как кропание рецензий на прочитанное. Не смогла молчать. Да и можно ли молчать, читая такое?

Шухов вспомнил: сегодня судьба решается — хотят их 104-ю бригаду фугануть со строительства мастерских на новый объект «Соцбытгородок». А Соцбытгородок тот — поле голое, в увалах снежных, и прежде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать — чтоб не убежать. А потом строить.

"Один день" пестрит многочисленными документальными подробностями каторжной жизни:

Всякие ворота всегда внутрь зоны открываются, чтоб, если зэки и толпой изнутри на них напёрли, не могли бы высадить.

Солженицын повествует о судьбах разных людей, которых тоталитарное общество согнало в одну яму. Тут и "кавторанг", капитан второго ранга, Буйновский (начинающий потихоньку "доходить", т.е. загибаться), и баптист Алёшка:

Рядом с Шуховым Алёшка смотрит на солнце и радуется, улыбка на губы сошла. Щёки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает — чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру — неуж думают тем от веры отвадить?

и многострадальные "прибалты", сидящие за то, что "живут у нас под локтем и отгораживают от нас море":

Два эстонца, как два брата родных, сидели на низкой бетонной плите и вместе, по очереди, курили половинку сигареты из одного мундштука. Эстонцы эти были оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за друга держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало. Бригадир никогда их и не разлучал. И ели они всё пополам, и спали на вагонке сверху на одной. И когда стояли в колонне, или на разводе ждали, или на ночь ложились — всё промеж себя толковали, всегда негромко и неторопливо. А были они вовсе не братья и познакомились уж тут, в 104-й. Один, объясняли, был рыбак с побережья, другого же, когда Советы уставились, ребёнком малым родители в Швецию увезли. А он вырос и самодумкой назад институт кончать. Тут его и взяли сразу.
Вот, говорят, нация ничего не означает, во всякой, мол, нации худые люди есть. А эстонцев сколь Шухов ни видал — плохих людей ему не попадалось.

и злобные "бендеровцы":

Там, за столом, ещё ложку не окунумши, парень молодой крестится. Бендеровец, значит, и то новичок: старые бендеровцы, в лагере пожив, от креста отстали.
А русские — и какой рукой креститься забыли.

и московская интеллигенция (кинооператор Цезарь), и другие "враги народа". Как в "Чиполлино" (который, к слову, является аллюзией на итальянский фашизм) — все порядочные люди сидят в тюрьме.

Как это делается только в лагерях, Степан Григорьич и посоветовал Вдовушкину объявиться фельдшером, поставил его на работу фельдшером, и стал Вдовушкин учиться делать внутривенные уколы на тёмных работягах да на смирных литовцах и эстонцах, кому и в голову никак бы не могло вступить, что фельдшер может быть вовсе не фельдшером. Был же Коля студент литературного факультета, арестованный со второго курса. Степан Григорьич хотел, чтоб он написал в тюрьме то, чего ему не дали на воле.

Огромное спасибо Александру Исаевичу за то, что сохранил, донёс до нас страшную правду. А по поводу публикации "Ивана Денисовича" — удивительно, что Хрущёв разрешил это обнародовать... Гласность, одним словом. Потом уже понял свою ошибку, да поздно.

Книжное путешествие, 8 тур. Стол Когтеврана — Курс литературы для студентов библиотечно-информационного факультета.

Комментарии


Оттепель началась, развенчание культа личности, оттого и разрешил. Да и Твардовский сыграл важную роль в публикации.


Да, только что нашла, что Солженицын сам по этому поводу сказал:

Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала — нет, повесть эта не была бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент — тоже не была бы напечатана. Больше: если бы Хрущёв именно в этот момент не атаковал Сталина ещё один раз — тоже бы не была напечатана.

Получается, просто совпало. Можно сказать, чудо.


Прочитала эту книгу еще в школе. Естественно, тогда далеко не все поняла из нее, но помню, что читала заинтересованно и что не мало важно тогда - до конца :) а это большой плюс... перечитать что ли? для полноты восприятия и восполнения пробелов :)


Не понимаю, зачем такие произведения изучают в школе. Очень тяжёлые морально, плюс их невозможно понять, если в то же время не изучают сталинские репрессии по истории. Что-то я сомневаюсь, что этой теме уделено должное внимание в школьном курсе истории.
Я бы хотела посоветовать прочитать лучше "Архипелаг ГУЛАГ", но не буду, потому что реально тяжёлая книга. Настоящие люди, сломанные судьбы. Страшная книга. Её нужно читать всем, чтобы такого больше не повторилось (особенно сейчас, с тенденцией ставить памятники Сталину и ходить с портретами Берии на 9 мая), но нужны крепкие нервы.


Согласна с тобой полностью, а вообще у меня многие книги в школьной программе вызывают недоумение. В том плане, что многие не по возрасту, не по интересам. Хочу большую часть классики вообще перечитать, потому что понимаю, что о некоторых книгах в моей голове весьма смутное представление.


У многих вообще отвращение к классике после курса школьной литературы ((
У меня так получилось, что я плохо училась в школе, где-то с класса 7-го. Оказывается в этом есть свои плюсы. Абсолютно уверена, что ненавидела бы Солженицына, Платонова, Толстого и других гениальных писателей, как не выношу сейчас Тургенева, Пушкина и тех, кого успела прочитать в школе и написать миллион сочинений на тему "Как угадать, что от меня хочет учитель литературы"...