Больше рецензий

10 сентября 2015 г. 20:33

36

3.5

Эту историю могу поведать только я. Собственно, в ней нет героев.


Выбирая эту книгу, я надеялась, что Уве Тимм написал о любви: именно такую тему задавала игра, в рамках которой я собиралась её читать. И вот повествование окончено, и я с тревогой осознаю, что, кажется, промахнулась: любви-то как таковой на страницах «Открытия…» и нет, несмотря на то что в аннотации однокоренные слова встречаются целых два раза.
Впрочем, если вы, прочитав краткое описание, понадеетесь на элементы триллера - ну, знаете, персонажа обманом удерживают в закрытом пространстве против его воли, а он пытается бежать, - то вас тоже ждет разочарование. Этого в романе тоже нет.
А что есть? Есть очень простая и грустная история о том, как люди, измученные войной, решили разок побаловать себя. Главная героиня - Лена Брюкер, женщина за сорок. Пусть уставшая, с погасшим взглядом, - но все-таки женщина! Любящая наряжаться и быть красивой – а иначе не стала бы вымазывать ноги кремом, пытаясь создать видимость чулок. Понимающая, что надвигается старость, а муж пропал – не из-за войны, нет - гораздо раньше, когда начались измены и вранье. С раздражением и скукой встречающая любые разговоры о боевых действиях и борьбе до победы. (Забавно, что потом ей придется сознательно заводить их, чтобы удержать рядом важного для себя человека).
На дворе при этом весна 45-го, место действия – практически осажденный Гамбург. Глупо так отгораживаться от реальности, скажете вы? Глупо, кто спорит. Но меня в истории Второй мировой всегда поражала одна вещь: как можно было пять-шесть лет жить с осознанием того, что идет война? Человек просто не способен столько времени бояться и думать о долге. В какой-то момент военная реальность становится безотрадной обыденностью, такой унылой, что даже волнение за детей притупляется, и слова о сыне «Надеюсь, мальчику там хорошо» звучат так, будто мать проводила его в летний лагерь. Думать о войне не хочется. Хочется ходить в кино, прихорашиваться и прятаться от дождя под плащ-палаткой молодого парня. Можно понять.
А парню, Герману Бремеру – двадцать четыре. У него только что закончился отпуск, на который он наверняка надеялся, мечтая о домашнем уюте и ласковом щебете молодой жены. Вот только та растит годовалого ребенка, и на Бремера остается не так много времени, как он рассчитывал. Впереди – отправка на верную гибель, а супруга – ну точно современный Тристан! – вместо меча кладет между ними в постель ребенка… Эгоистичный мужчина? Да, пожалуй. Но понять его можно. Не оправдать – понять.
И вот два этих человека одновременно затосковали по теплу. По маленькому отступлению от морали ради небольшого удовольствия для себя. Иногда, когда ты несчастен и разбит, хочется ведь позаботиться не о долге и чести, а о себе? Ну и что, что эта маленькая уступка потом выльется в дезертирство для Бремера и укрывательство преступника для Лены.
Воспринимая друг друга как маленькую слабость себе в усладу (хотя и испытывая при этом благодарность и привязанность), оба героя неприятно удивлены, когда вдруг замечают, что партнер не обрек себя на добровольное служение их удовлетворению, что они взаимно используют, потребляют друг друга. У Лены, оказывается, была другая жизнь, другие счастливые истории. Бремен, выясняется, скрывает от новой любовницы факт наличия жены и ребенка… Обида, эгоистичная обида засасывает их, заставляя чувствовать себя все более несчастными. И, конечно, не может эта несуразная ситуация разрешиться миром.
В общем, дураки они. Но такие понятные, черт возьми! Простые люди, обглоданные неустройством последних лет войны, отчаянно желающие нескольких минут счастья – не для человечества, а для себя. В общем, нет в этой истории Героев. И любви нет.
Зато есть колбаса карри, чуть ли не символ поколения, в истории открытия которой намешано столько приправ, что я вам состав раскрывать не буду. Ведь последние главы, когда фрау Брюкер наконец добирается до истории создания своего блюда, чудо как хороши. И, что удивительно, без всей этой истории с Бремером причудливая закуска была бы далеко не так удачна.
Есть, конечно, в этой книге и недостатки: неровность повествования (эти переходы от третьего лица к первому сводили меня с ума), «лишние» эпизоды, которые стоило бы или доработать, или вовсе выбросить, некоторая вторичность самой истории. Это далеко не та книга, которую стоит объявлять обязательной к прочтению. Но любителям специй и тем, кто не боится признаваться, что бывает порой опрометчивым, заурядным и не слишком благородным, будет любопытно.

Прочитано в рамках Книгомарафона, сентябрь-2015.