Больше рецензий

Rama_s_Toporom

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по карме и дхарме

4 сентября 2015 г. 17:44

581

5 Лишенцы, скитальцы, вечные Агасферы и Колобки-неудачники.

Сюжет этой книги стар как сам мир, мировой культуре он известен в сказке и в мифе, с учетом атмосферы прочитанной книги выходит какой-то "Инфернальный колобок-неудачник".

Давным-давно в одной далекой Галактике говорили Дед и Баба Колобку, чтоб не заключал договоров с незнакомцами в обмен на душу свою колобочную и не просил облегчить процесс Познания, но не послушался он и перешел на Темную Сторону силы. Что с глупого куска теста взять? И вот кровью колобковой скреплен пергамент, что будет Колобок жить и не черстветь лет 150, а если найдет себе замену достойную и вместо себя аццкому сотоне предоставит в полное распоряжение, так вообще свободен. И покатился наш практичный, неверующий пока в свою гибель, Колобок в поисках рекрута, который бы с радостью вместо него в лапы к сотоне поскакал.
Почему всего 150 лет, а не сто пицот лично мне не ясно, мало ведь совсем с учетом конечной стоимости сделки...
И тут навстречу колобку Заяц Алонсо, да не один, а с охотниками-инквизиторами на куцем заячьем хвосте, Колобок его искушает, но Заяц Алонсо не поддается, как не поддаются - Медведь Стентон и прочие звери, хоть и находящиеся на момент искушения в весьма незавидных положениях и скорбных для тела или рассудка ситуациях.
Между искушениями высказывается наш инфернальный Колобок про церковные порядки да государственное устройство в контекстах нелестных, однако ничего сам конкретного не предлагает для создания альтернативных порядков либо устройств. Характерная черта для литературных произведений той эпохи, кстати говоря.

Книга весьма ассоциативная, универсальная в плане идей противостояния человека-государства-церкви. А в итоге Человека-Бога, хоть прямым текстом это не обозначено, но под катом идет попытка осилить божественный замысел сущего. И как всякая подобная попытка выполненная в жанре человеческой логики и прикладного антропоморфирования всего, что под руку подвернется – изначально обреченная на неудачу. Ниасилили, одним словом, ни герой ни автор, ни эпоха…

Зато тем интереснее наблюдать по ходу повествования, срывая слой за слоем, как эволюционирует писатель, а вместе с ним и вся литература, на которую он повлиял, как меняются подтексты давно известных мне произведений, как я эволюционирую вместе с этой книгой. Эта книга прочитала меня, а не я ее. Так бывает очень редко. И не бывает ничего лучше этого. Словно мы все: и я, и автор, и произведение его - можем что то изменить в окружающей зыбкой реальности, на что-то повлиять, словно мысли наши и вправду что-то значат, словно мы, как та бабочка из рассказа Бредбери "И грянул гром" и от нас, таких малых, слабых, конечных, зависит ход если уж не всей истории, то ее вполне значимой части...

Композиция романа доставляет особенно - для истинных любителей головоломок, с хорошей и большой оперативной памятью. Пространство романа меняется с калейдоскопической скоростью, география его обширна: Ирландия, Англия, Испания, острова в Индийском океане. Время в сюжете течет не линейно, а во всех направлениях сразу, как в жизни, когда начав вспоминать что-то, мы ныряем в сюжет – из – сюжета, потому-то она такая живая, этак книга, хотя казалось бы...
Повествование в стиле готики и ирландско– британско – французского романтизма, неспешное и спокойное, речь автора крайне литературная, один минус - образы и описания избитые. Но, уважаемые читатели, кто из вас смог бы накатать подобное произведение в состоянии крайней спешки из-за подступающей нищеты, под бренди ночами, и спасти свою семью, точнее отсрочить неизбежное на три года?
Автор наш из тех ребят, которые сосредотачиваются на конкретных битвах, проигрывая в итоге войну. Хороший тактик, но плохой стратег.

Вызывает мое несомненное уважение литературная база автора. Чукча из читателя стал писателем, да вот выбирает себе жанры поначалу не те, однако "Скиталец" соединив в себе все самые модные стилистические навороты (готические новеллы, исторические новеллы, романтически-сентинтиментальные новеллы) того времени вдруг выбился в лидеры. Более того, станет исходником для всей мировой классической литературы про так называемых «лишних людей». Выпиливать которых из бытия, сиречь из сюжета, почти всегда приходиться силам зла, бедные они, несчастные (я про силы зла, если что).
Перечислять всех писателей, на чьи труды повлиял "Мельмонт"не стану, слишком длинный список, сами в тырнете найдете, кому интересно (искать от Уальда до Булгакова, включительно Пушкин, Лермонтов, Достоевский и пр.)

Итак, наш Колобок-неудачник типичная жертва, запродавшаяся злу и вынужденная играть по зло - правилам . Но критику – то наводить ему никто не запрещал, вот и отрывается по полной главный герой Мельмот-Мелман-Мелькор изобличая и воспитывая, воспитывая и изобличая, хотя вот чья бы корова –то мычала в данных обстоятельствах? Считая людей злыми по самой своей природе, автор произведения, тем не менее, воспевает их нравственную стойкость (внимание МЕГА СПОЙЛЕР и оппаньки сурпрыз!) – Колобок наш никого так и не рекрутнет толком, ибо велик страх перед коллапсом загробного существования в случае запроданости ацкому сотоне. Мой внутренний буддист на этом этапе чтения очень веселился. Богобоязненные человеки выбирают мор, глад, тюрьмы и сумы, но зато не сто_процентную_путевку_в_ад, ибо ребятам и девчатам того времени было отлично известно – что такое душа и с чем ее того, спасибо Томмазу Торквемаде за наше счастливое детство. А на деле создается впечатление, что свой знакомый ад (избежать коего или переделать почему-то им не удается) им роднее и ближе того, который поди да наступи после логичного процесса окочуривания. Органическая жизнь, видите ли... И если один человек в силах изменить себя и свою судьбу (такие герои-одиночки из эпосов и мифов уже все всем доказали, да), то вот вопрос - меняется ли человечество в целом? меньше ли оно любит лгать, меньше ли Иуд лезет целоваться, меньше ли крови проливается? Неужели - мы тупиковая ветвь эволюции?Неужели без всякого рода пастырей, мы в основной массе своей тупоголовые продажные заблудшие овцы? Эй, вершина пищевой цепи, чего молчишь?

Забавное, атмосферное произведение, не страшное вовсе после, например «Фламандских легенд», но, тем не менее, на любителя жанра. Миф, в рамках которого это произведение овеществляется и происходит с читателем, все-таки привлекательнее самой книги...Равнодушным вряд ли кого-то оставит...
А вдохновение после прочтения наступает сразу, бессмысленное и беспощадное, поднимает из теплой постельки в 3 утра и заставляет записать в рифму то, что навеяно прочитанным – эдакий мост отсюда-туда. Любителям поэзии тыкать тут.
Остальным не обязательно.

Превращений вам и счастливых воплощений на непростых тропах Сансары, тяжела эволюция, но неплох результат, ее, братья приматы)

Комментарии


Забавненько так всё изложено)). Я в своё время узнал о существовании данной книги, читая "Клуб Дюма.." А. Переса-Реверте. В общем, классический случай, когда книги в первую очередь рассказывают о других книгах. И когда добрался таки до Мельмота нашего Скитальца, то выглядело это наверное забавно со стороны: валяется человек на пляжном лежаке, уткнувшись в тостенный том... Зато, когда шли купаться, была полная уверенность, что полотенце не сдует даже в сильный ветер - было чем придавить.


интересно, если бы автор знал, что его книга будет служить пресс-папье вашему пляжному полотенцу...хехехе