Больше рецензий

31 августа 2015 г. 17:51

483

4


С детства я стремился творить вокруг себя вымышленный мир, окружая себя друзьями и знакомыми, никогда не существовавшими (на самом деле, я не знаю, действительно ли они не существовали, или же - это я не существую; в этом, как и во всём, мы не должны быть догматиками).

Фернандо Пессоа


Как же мастерски Сарамаго передал именно это ощущение! Ощущение неопределенности - что есть реальность? Лиссабон? Вполне. Браганса? Очень может быть. Лидия? Шут ее знает. "Бог лабиринта"? Сомневаюсь. Какая же все-таки удивительно непонятная история. Какой загадочно непостижимый персонаж. Фернандо Пессоа и Рикардо Рейс. Вас двое или вы - один? Что есть сие повествование? Продукт угасающей в момент смерти мозговой активности? Почему искусственно созданная личность представляется настолько живой и реальной? Почему бы ей не сгинуть сразу, как только почил ее создатель? Почему в центре истории находится она, а не творец? Почему она продолжает дышать полной грудью, когда по всем законам логики должна была стать прахом? Чем гетероним заслужил отдельного романа? Почему именно Рикардо Рейс? Да, поэт. Да, раним. Да, неглуп. Но все же. Мне он видится вполне заурядным человеком со своими слабостями, потребностями и маленькими тайнами.

Тем не менее, роман завораживает. Или нет. Скорее не сам роман. В романе нет чего-то захватывающего, пробирающего до кончиков пальцев, запускающего щупальца в самое твое нутро. И в этом парадокс. Вернулся человек на родину после длительного отсутствия. Бродит по улицам, встречает людей. Заводит интрижку. Вяло, неспешно, вальяжно, местами скучновато... Но как же здорово все это описано, как искусно подобраны слова и как тонко использован юмор. Даже узнаваемая пунктуация автора, не признающего прямую речь, как никогда вписывается в эту историю. Словно все происходит в голове Фернандо Пессоа. И нет необходимости разграничивать, с чьего языка слетает та или иная реплика. Все одно. Сплошным текстом, который порою сложно дочитать до точки. Не в смысле, что все так плохо, а потому что предложение, длиною в полторы страницы - самое обычное дело. А какая впрочем разница? Надо просто читать и наслаждаться, проникаясь каждым словом, понимая что какое ни возьми, оно находится на своем месте и появляется в свое время. Этакая магия языка. Словно завороженный ты следуешь за Рикардо Рейсом по лиссабонским улочкам, наблюдаешь за простым людом, проникаешься атмосферой приближающегося несчастья, витающего в воздухе напряжения и предчувствия чего-то поистине страшного. При этом ты-то знаешь, чего, а вот они еще нет. Они еще до этого не дожили. И даже представить не могут масштабов катастрофы. Но это не важно, т.к. книга все-таки не о том. Она интересна своими тут и там мелькающими зарисовками быта, традиций, нравов времени. Она интересна своеобразной любовной линией. Две женщины - две противоположности, при этом, обе очень достойны. (И здесь я имею в виду личностное достоинство, а не пытаюсь выставить их достойной партией главному герою, ибо, по мне, так он не достоин ни одной). Мне никогда не понять первую (при том, что ее покорность, беспрекословность, полное принятие душой ситуации, как она есть - вызывают восхищение), и , напротив, прекрасно ясны резоны второй (тогда как ее натура, такая хрупкая и ранимая, не всегда импонирует). И, наконец, она (книга) интересна своей главной загадкой - как могли встретиться те, кто встретиться не мог просто по логике вещей?

Для этого романа обязательно нужно созреть. Он ждал своего часа на моей полке с десяток лет. (Срок, разумеется, у каждого будет свой). При первой попытке я одолела около половины, и не найдя захватывающего сюжета просто отставила его подальше, не оценив ни языка, ни юмора автора. Но, как ни странно, несмотря на то, что в то время повествование казалось мне неимоверно скучным, я достаточно хорошо помнила часть истории, прочитанную еще тогда - лет десять назад. Что это если не показатель качества текста? Я бы хотела вернуться к роману еще лет через десять и найти в нем то, что зарыто очень-очень глубоко, то, что пока еще мне не по зубам. В этом тексте удивительно все, от выбора героев до последнего знака препинания. И читалось также удивительно долго, порою нудно, но оно того определенно стоило.

Долгая прогулка 2015, уровень 8, основное задание