Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2015 г. 20:22

190

5

Макдевит такой Макдевит... )) В смысле, книга, конечно, не взлетает к золотым вершинам фантастики и не взрывает внутренние миры, ничего такого... Но это хороший, крепкий уровень, качественная приключенческая космическая фантастика, которой всегда не хватает.
Сюжет: человечество неспешно продвигается к концу третьего тысячелетия, научно-технический прогресс достиг небывалых успехов - ну, это, положим, классика жанра, но тут автор не забыл еще и социальную сферу, что радует. Решили проблему с космическими полетами и колонизировали доступные для этого планеты, решили острые социальные конфликты, в общем, живут хорошо, спокойно... Некоторые даже считают, что слишком спокойно - просто-таки застой и загнивание. )) Но большинство абсолютно всем довольно. И вот в этой обстановке ГГ - молодая женщина-ученый Ким Брэндивайн (с жиру бесится) испытывает некоторую неудовлетворенность от своей жизни. Нет, она вполне успешный и высокопрофессиональный сотрудник своего Института (на одной из далеких планет, Гринуэй), но она трудится в отделе пиара, который занимается выжиманием из всех подряд денег на финансирование научной деятельности, а она же обучалась на астрофизика... Поэтому, когда ее старый университетский преподаватель обратился с просьбой проверить кое-какие сведения, Ким сначала соглашается чисто формально, но затем увлекается и берется за дело со всей душой и нерастраченной страстью исследователя.
А речь идет - ни много, ни мало - о контакте с внеземной цивилизацией! Да, даже к концу третьего тысячелетия человечество до сих пор не определилось с этим вопросом - в смысле, одиноки ли мы во Вселенной. Но это уже до такой степени всем надоело, что все подобные направления сворачиваются (последний проект как раз тот, к которому приложил руку Институт, где трудится Ким - они надумали напоследок взорвать ряд звезд, чтобы уж точно никто не ошибся, что это именно послание!), и занимаются этим только малочисленные группы энтузиастов-любителей на свой страх и риск. Одна такая группа, в которую, в частности, входили старшая сестра Ким и внучка ее преподавателя (почему он и счел возможным обратиться) как раз тридцать лет назад отправилась в очередную экспедицию, но сначала ее свернули раньше времени, а потом эти сестра и внучка пропали без вести, руководитель группы погиб в страшной катастрофе (вместе со всей округой), а последний оставшийся в живых член группы полностью изменился... Так, может, намекает старый преподаватель, это жжж было неспроста, может, группа все-таки обнаружила что-то? Ну, разумеется, по законам жанра, любой подкованный читатель фантастики догадается, что обнаружила и как раз инопланетян. Но убедиться в этом еще только начало, надо же еще решить, что дальше делать с этим открытием... Тем более, что попытки контакта раз за разом ведут к гибели участников и катастрофам планетного масштаба.
Таким образом, речь идет о Контакте. )) Понятно, что тема не новая, кто только не брался, и тут трудно выдать что-то сногсшибательное. Автор, в общем, такой целью и не задавался. Но это очень приятное чтение, в меру напряженное, с детективным оттенком и даже местами триллерное. ))) Ткань повествования (хм, можно ли так выражаться?))) ) чрезвычайно плотная... Вот уже только из-за одного этого стоит читать книгу - редко встретишь такое умение создавать целый мир, развернутый и сложный, всего несколькими деталями, даже не пускаясь в многословные научно-технические пояснения и комментарии. )) Вот, например, о жизни общества автор говорит - люди живут до 200-300 лет, но по своему желанию могут смоделировать либо старение до "элегантного" возраста, либо до самой смерти оставаться в биологически двадцатилетнем возрасте, также моделируется внешность, так что уродства и прочие болезненные эксцессы отсутствуют, как класс, существует даже мода на тот или иной тип внешности, родители, обзаводясь детьми, также их моделируют, либо просто клонируют сами себя... Иной автор тут на каждом пункте бы накатал отдельный роман, а тут это все используется просто как фон, декорация. Такое расточительство сейчас вроде бы не в моде! )))
В очередной раз удивляюсь, как странно иногда складывается чтение. )) Ну, вот эта книга же издана еще в 2002 году... и я даже помню, как начинала ее читать и даже половину прочитала. Но тогда было не по настроению. ))) Сейчас вот дочитываю. И что тут скажешь - если бы я ее прочитала тогда, то все воспринималось бы по-другому. А с тех пор все-таки довольно много изменилось!
Поэтому сейчас я воспринимаю так - боже мой, какая же ГГ фееричная э... дура. ))) Под конец книги она у меня вызывала просто омерзение. Уверена, что автор не добивался такого эффекта. ))) Но тип личности все же выписан мастерски - и как же этот тип мне успел за последнее время осточертеть. ))) Эта женщина - ученая, интеллигент и креативная личность - она же готова идти по головам... Да что там, она фактически уже по ним идет. Ведь раз за разом вокруг гибнут люди - и просто невинные мимо проходящие и честно выполняющие свои служебные обязанности, и самые для нее дорогие и любимые - раз за разом ее умоляют остановиться, подумать, и ничего не делать... но она же плюет на это все, потому что - открытие века!! ее имя, вписанное в анналы истории!! (а это таки имеет для нее значение) и вообще, у нее в голове существует картина мира, которой этот окружающий мир просто обязан соответствовать. Если инопланетяне, так, разумеется, надо с ними налаживать контакт - могут быть враждебные? да ну, что за ерунда, как они могут быть враждебными, надо просто поговорить! И т.д. Самое трагичное, что она даже не допускает мысли, что помимо видящегося ей варианта развития ситуации может быть и другой - у нее это просто не заложено в системе. Классический случай - "есть два мнения, мое и неправильное". Поэтому никакие доводы и возражения против ее позиции она не воспринимает от слова вообще. И она даже не принимает на себя никакую ответственность, если все-таки реальность идет против ее теорий - ну какая ответственность, разве она виновата в гибели людей и колоссальных убытках, она ведь тоже пострадала!
Нет, самое трагичное - что таких особей там чуть ли не все подряд. Людей с более-менее взвешенным и осторожным подходом исчезающе мало. Да, явно человечество расслабилось и потеряло бдительность после долгого периода спокойствия и процветания. ((
Если сделать сухую выжимку, то сам сюжет тут будет аналогичен "Жуку в муравейнике" Стругацких. Обнаруживается некое проявление внеземной цивилизации, последствия могут быть опасными для человечества, что делать. Можно исходить из двух общих предпосылок - либо внеземная цивилизация окажется дружески или хотя бы нейтрально настроенной по отношению к человеческой, либо она будет враждебной. Вариант действий будет зависеть от того, какую предпосылку принять. Выбор является по большому счету чистой лотереей, потому что никто ничего не знает. Здесь все - в значительной степени из-за действий ГГ - выбирают предпосылку дружеских инопланетян. У Стругацких решают ликвидировать проблему еще до возникновения каких-либо - любых - последствий. Лично на мой взгляд, у Стругацих это все решено гораздо строже и красивее, отсюда мощное воздействие на читателя. Здесь мы видим что - все выбирают (то есть, ГГ выбирает, ставя остальное человечество перед фактом) теорию дружеских инопланетян. Далее автор показывает, что выбор ГГ себя оправдывает, контакт, наконец, устанавливается и что-то там дальше планируется. ГГ на коне. Понятное дело, это исключительно гуманистическая традиция, давно и активно продвигаемая в фантастической литературе. "Ребята, давайте жить дружно" и все такое. Позитивный подход. Но не выглядит ли это так, что автор вопреки строгому реализму (которому до сих пор следовал) подыгрывает ГГ и общегуманистической теории? Вот ГГ делает выбор, очень гуманистический, и положительный результат немедленно следует... Но, например, ГГ же могла и ошибиться, и инопланетяне настроены враждебно? Тогда картина будет весьма не радужной. Очень плохо для гуманистической теории и позитивного подхода. В таком роде.
По идее, тут в любом случае хэппи-энд будет выглядеть подгонкой и подстраиванием, потому что в условиях задано, что мы ничего не знаем! Тут как раз видно, насколько гениально решили вопрос Стругацкие - у них все прерывают еще до того как. Сделан выбор, но они не показывают, оказался ли он в итоге правильным. То есть, по большому счету, он, конечно, правильный, потому что отсекает все последствия, в том числе и положительные, но - оправдан ли был настолько жесткий подход? Стругацкие говорят - мы (человечество) не знаем! И каждый читатель волен решать по своему.
Впрочем, Макдевит тоже заканчивает книгу довольно обтекаемо - контакт вроде и произошел, общение идет, но все только в начале, еще неизвестно как может повернуться.


"Это была война, которой ни одна сторона не хотела. Критическим фактором оказалось всеобщее убеждение, что вооруженный конфликт невозможен, а потому оба правительства безоглядно пользовались угрозами и демонстрациями силы."


"Никогда не ищите в дипломатических решениях сложности. За очень редкими исключениями, все они исходят из чьих-то эгоистических интересов. Кстати, не национальных интересов. Мы говорим о личностях."


"Очень мало действий направляются разумом. Люди действуют под влиянием эмоций, восприятия, предубеждения. Они будут верить во все, во что привыкли верить, отметая все свидетельства противоположного. Пока не заплывут слишком далеко и не разобьются о скалы реальности."


"Не следует полагать вид разумным только потому, что он порождает разумных индивидуумов."