Больше рецензий

Delga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2015 г. 13:08

294

5

«Рождение от Бога получает выражение в христианской праведности (Ин. 3:4-24), которая сосредоточивается в деятельной любви, и в познании Бога (Ин. 4:1-5:12)».

«Сила, связующая Церковь, есть любовь. Церковь содержится в единстве любовью».

«Вера во Христа есть совершенное единение со Христом. Путь веры есть путь ученика, как он раскрывается на всем протяжении Мк. Выходя из мира, ученик прилепляется ко Христу и со Христом торжествует над миром. Спасение, по учению Мк., есть преодоление контраста Бога и мира. Его возможность дана во Христе и осуществляется в вере».

«Тайны учения вверены ученикам, которым одним дается толкование притч (ср. стт. 10 и слл.). Но исключительным достоянием учеников оно не останется навсегда. Тайное станет явным. Больше того, Мк. 4:22, в буквальном переводе на русский язык, звучит так: "Нет ничего тайного, что было бы облечено тайною иначе, как с целью обнародования, и ничего не было сокрыто иначе, как для того, чтобы стать явным". В домостроительстве божьем тайна есть необходимая ступень, которой Бог же и полагает конец.»

Христос и первое христианское поколение – учебник для первого курса семинарий и для интересующихся. Исторический обзор новозаветного канона.
Сперва, автор бегло обозревает служение Христа – его общение с учениками и обществом. Цели, средства…
Затем, переходит к книгам Нового завета в порядке их возникновения. То есть не в том порядке, как мы читаем обычно, а в том порядке, когда они возникали. Возникали они, естественно, как ответ на потребности верующих, на проблемы и нужды той общины, в которой книга формировалась. И каждая следующая книга, как правило, учитывала то, что было сказано в предыдущих, продолжала, развивала то, что уже было сказано о Христе и его благовестии.
Много внимания еп. Касьян уделяет явлению иудеохристианства, эпоха которого закончилась с разрушением Второго Храма, которое как известно, является прообразом кончины мира. Из авторских размышлений выходит так, что нечто подобное иудеохристианству переживает каждый верующий и в наши дни (не зря же полемика с уже давно отжившим иудеохристианством занимает такое весомое место в новозаветных писаниях):

«Нельзя себе представить, чтобы сейчас кто-либо мог призывать христиан к исполнению иудейского закона, в частности, к наложению на себя ига обрезания. Но законничество наблюдается нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческою немощью и малодушием, и Гал. остается на все времена "благовестием христианской свободы", как его назвал русский исследователь Н. Н. Глубоковский».

Вообще, вся эта книга – попытка проследить за развитием Новозаветного канона… Очень интересная, здравая. Комментарии к книгам даются в основном исторические, но и о догматике (вероучении) еп. Кассиан не забывает. И в последнем бывает весьма оригинальным, далеким от зашоренности с которой обычно связывают ортодоксальность-православность. Очень хорошо автор пишет о соотношении временного и вечного, уже открытого и готовящегося открыться в книгах данного христианам Завета.

«Неясности в речах и пропуски в истории говорят об одном: благовестие Христово не может быть выражено немощным человеческим словом. Непередаваемое словом передается гармониею звуков. Отсюда — ритм».

«Дух Святой пребывает в Церкви, и в жизни Церкви, в ее духовном опыте, Божественное Откровение продолжается. Не были потому, что Иоанновские писания не только дают ответы, но, в еще большей мере, ставят вопросы, которые ждут ответа. На них и отвечает Церковь, водимая Духом».

«Церковь есть союз любви, который, в единении с Отцом и Сыном, причастен любви Божественной. В Церкви пребывает во Св. Духе Христос. Принадлежность к Церкви есть — уже теперь — приобщение к Божественной жизни. Но полнота Церкви — в славе будущего века, и к этой полноте ее ведет тот же Дух, являя Христа во Славе».