Больше рецензий

16 августа 2015 г. 21:58

458

4

Человеческая трагедия глазами выходца из народа. Никто не сможет написать крестьянский роман лучше очевидца. Если оставить пропагандистскую составляющую и лозунги аля " Спасибо товарищу Ленину за наше счастливое детство", то мы имеем наглядный исторический обзор становления страны Советов в сельской местности.


Человек, брось бога гневить. Мы и при царе живали. Бывало, корова пестра да и та без хвоста. У тебя круглый год «Христос воскресе», а нам «Не рыдай мене, мати». Вот что бывало!

А между псалмами " Христос воскресе" и " Не рыдай мене, мати" пропасть, словно люди живут в разных измерениях, в разных столетиях. И оказывается, что homo homini lupus est
Однако перейдем к названию романа.
По сути это произведение глубоко феминистическое, тут отображена революция эмансипации. Несмотря на тот факт, что большей частью затрагивается тема села, в городе у женщин проблем не меньше. Везде они ощущают себя второсортными, всюду терпят от мужчин побои, унижения, принуждение. Начало 20 века, цивилизация, технический прогресс, метро и автомобили. А женщины продолжают терпеть унижение по всей Европе. Разумеется, в России все усугублялось дремучим фанатичным православием( не хочу сказать ничего плохого о религии), где люди уповали на батюшку да Христа- спасителя. Как мы видим из романа, это заканчивалось принуждением к браку по принципу " пришла и пора, и охота жениться". При том момент принуждения касался обоих, брак был экономическим договором между родителями, где залогом были тела их детей. Но в нагрузку давались души, которым муторно было от чувства обреченности и они бунтовали против нелепицы " стерпится- влюбится". Так произошло с парой Иван- да- Марья, где Марья, ощутив революционное веяние не хотела терпеть надругательство над душой и телом, при чем это не единичный страх, где есть надежда на спасение, а пожизненный контракт в пользу одного человека мужского пола. К физическому неприятие прибавляются семейные обязанности, распределенные следующим образом: муж- Царь, особа нежная и неприкосновенным, жена - нечто вроде скотина, которая должна день и ночь приводить в порядок дом и подворье, заниматься приготовлением пищи, таскать воду, кормить скотину двуногую и четвероногую, косить сено, колоть дрова, высадить сто кустов роз и познать самое себя, попутно напевая весёлые песни и подхваливая супруга, благодаря судьбу и Бога за драгоценнейший дар. К счастью героини романа, Бог миловал её от детей от тирана.
Однако в романе упоминаются и иные факты насилия над женщиной лишь по праву того, что женщины не могли дать отпор в силу физической слабости и экономической зависимости, возникающей как последствие реализации репродуктивной повинности до отпущения матки и смерти посреди поля, романтизированной поэтами- мужчинами как уход к Богу на фоне прекрасных картин русской природы. Аборты на шестом месяце в силу не осведомлённости и банального страха, окончивающиеся мучительной смертью, изнасилование в грубой форме и романтизированное, то бишь подкрепление обещаниями и клятвами в вечной любви зависимо от возможностей ( от 15 до мин).
Однако приятно, что просвященные люди, которые почувствовали сердцем несправедливость старых устоев начали совместную борьбу против угнетателей. И женщина получила право голоса в семье, получила право плюнуть в морду и избежать домогательств начальника. Показательно это на примере перевоплощения Паруньки в Парасковью, которую мужики водили по селу позорить и обязывали матерными словами, хотя именно они шли к ней за лаской, давая обещания джина из бутылки. Натерпевшись, неграмотная сельская девушка сумела не только выбраться в город и получить образования, но и ополчится против зла, став надёжной защитой своих подруг по несчастью.
Сейчас не по себе становится, когда читаешь, что мужчина, взявший в жену женщину с ребенком или же признавший чужих детей после супружеской измены, представлял беспрецедентный случай.
Однако приходит с этим понимание, что не все так гладко, что процесс преобразования мира еще продолжается, и он мучителен. Однако в муках рождается новая правда, где нет места патриархальному мышлению, признающему абсолютную власть мужчин и низведение роли женщины до животных функций, то есть убийство личности.
Слава феминизму и здравому смыслу!