Больше рецензий

15 августа 2015 г. 22:59

227

5

В Апокалипсисе Иоанн Богослов так описывает свое видение праведников на небесах, убиенных за Истину:
"После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! [...] И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Откр. 7:9-10, 13-14). А Агнец этот, кровью которого убелены их одежды, есть Христос, Который, в свою очередь, есть "Путь и Истина и Жизнь".

Немного перефразированные строки из этого Откровения служат эпиграфом к роману Дудинцева "Белые одежды". Ибо центральная тема его - борьба и страдание за Истину, как за истину научной правды, так и за истину общечеловеческих ценностей. С первого взгляда, повествование сосредоточенно на истории противостояния двух лагерей биологической науки, существовавших в советское время, - сторонников лженауки "лысенковщины" и генетиков "вейсманистов-морганистов", а также на усилиях главных героев по спасению нового сорта картофеля, ради которого они шли на большие жертвы. Но сия видимая забота о "хлебе насущном" служит лишь фабулой для заботы о "хлебе надсущном", или "присносущном", то есть духовном. Хотя советские герои и не показаны как люди верующие, а иногда они даже прямо отрицают веру, их устремления и философские взгляды, как и все произведение в целом проникнуты тонким духом извечной христианской этики.

Красной нитью чрез весь роман идут споры и рассуждения о природе добра и зла. В одном из первых таких диспутов, предложенных вниманию читателя, выносится на обозрение амбивалентность сущности страдания: с одной стороны, "зло есть страдание" (что сразу всем представляется как нечто очевидное), а с другой стороны, именно "добро есть страдание" (один из основных тезисов главного героя), ибо страдание другого существа вызывает в увидевшем его сострадание и соответствующее желание помочь, сотворить добро. В онтологическом плане, в "вечности", вернее было бы в таком случае сказать, что "страдание - побудительная причина добра", а не само "добро есть страдание", но автор предпочел вторую формулировку, видимо, ввиду ее большей кажущейся парадоксальности, эффектности создаваемого впечатления, художественности. Кроме того, если рассматривать вопрос применительно к бытию добра в нынешнем мире, который "во зле лежит", то всякое существование и отстаивания добра и правды действительно сопряжено с тяжкой борьбой, с некоторым страданием, потому процесс творения добра есть и высшее блаженство, и страдание. Да и в любой умозрительной райской жизни сложно представить счастье для разумного тварного существа без свободы, а значит без возможности противостояния искушениям и прохождения испытаний, а значит - без некоего рода "благого страдания".

Потому и центральной темой для главного героя романа служит вопрос о сущности добра и зла и их различении, о том, как творить первое и избегать второго, а если не удалось избежать зла - то как загладить вину. Именно этим - заглаживанием вины пред человеком - и занимается герой на протяжении всего повествования.

Одним из важных его наблюдений является то, что добро само обычно не видит себя в качестве такового и не кричит о своей благодетельности, а иногда даже наоборот бывает вынуждено скрывать свои "белые одежды" под "черным плащом", чтобы не быть заметным. И сам главным герой подобным образом, как он мимолетно отмечает про себя в конце книги, все это время не замечал, что носит белые одежды, а видел их лишь на своих отважным соратниках. А вот зло, напротив, всячески старается прикрыться маской добра и повсюду громогласно заявляет о своей мнимой правильности и добродетельности... Как говорил любимый мною французский философ Луи-Клод де Сен-Мартен: "Я желал творить благо, но не желал производить шума. Поскольку чувствовал, что шум не есть благо, и благо не производит шума". Эти строки также замечательно подходят и к описанию идей данного романа.

P. S. А вот культурный сорт картофеля, гибрид мексиканского дикого растения Solanum contumax, вокруг которого разворачивается битва ученых в этом произведении, основанном на реальных событиях, похоже, в реальности не существует. Вероятно, в качестве основы для сюжета был взят дикий вид из Южной Америки, известный в современной науке как Solanum contumazaense, который почти не поддается скрещиванию с другими видами.