Больше рецензий

VaninaEl

Эксперт

Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский

15 августа 2015 г. 12:10

55

4.5

Моё знакомство с творчеством Жана-Кристофа Гранже ограничивалось просмотром фильма «Багровые реки». Фильм показался довольно увлекательным, но желания прочесть первоисточник как-то не возникло. Однако автора хвалят, отмечая многогранность его таланта и умение захватить внимание читателя с первых строк, и вот в моих руках оказался гораздо более поздний роман пера Гранже - «Пассажир».

Неблагодарное дело – писать рецензии к произведениям детективного характера. Спойлеры здесь недопустимы в принципе, а без них очень трудно выразить свои впечатления от прочитанного. Но я попытаюсь.

Собственно, сначала я судила о романе по аннотации: «Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность.» Вот только открытие это посетило искомого психиатра на странице 166. А всего их, на минуточку, в романе 670. Так что ожидаемый медицинский детектив внезапно превратился в весьма кровавый триллер с погонями, покушениями и последовательной сменой ипостасей главного героя. Попытки Фрера найти свою первоначальную личность приводят его в совершенно различные слои общества – от самого дна до среднего, вполне себе обеспеченного класса. И везде его преследуют некие люди в черном, упорно и безуспешно пытающиеся устранить беглеца, не объясняя причин. Однако герой не лыком шит, и каждый раз опережает убийц на полшага, достаточного для того, чтобы уцелеть.

Вообще число счастливых совпадений, выпавших на долю бедняги психиатра, превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Буквально ниоткуда появляются деньги, оружие, помощники. И сам герой прямо нечеловечески умен и догадлив. Ему даже ничего не стоит припомнить, как он себя вел в утробе матери, представляете? Вот такой вот уникум. Не слишком правдоподобно, на мой взгляд.

Еще из романа я почерпнула следующие факты:
- человеческая психика штука непредсказуемая и не слишком хорошо изученная, иногда она способна на такие выверты, что диву даешься;
- французы не любят славян, они их побаиваются (при этом к арабам они относятся как к привычному явлению и без какого-либо снобизма);
- правоохранительная система Франции не слишком совершенна (за гораздо меньшее количество нарушений, допущенных офицером полиции Анаис Шатле, в России ей бы как минимум показали на дверь, а здесь – пожурили и отпустили).

В целом роман неплох, в меру увлекателен, но, по-моему, чересчур кинематографичен. Наверняка по нему снимут фильм, и фильм этот почти точно окажется хорош. Но ощущение того, что читаешь сценарий, а не художественное произведение несколько мешало. Финал оказался совсем неожиданным, хотя и немного смазан, хотелось большей конкретики.

Итого – занимательное чтиво, наверняка придется по вкусу любителям остросюжетных триллеров.

Прочитано в рамках игры "Книжное государство". Тур 1. Команда "Призраки Сонной Лощины".

Комментарии


Ух ты, не ожидала, что это остросюжетная книга, думала что-то более вязкое, монотонное... По описанию похоже на "Багровые реки" (и я только фильм смотрела), там тоже много всего происходит.
Люблю неожиданные финалы, заинтересовало.


Попробуй) Занимательно оказалось, только объемно очень)


А я "Пурпурные реки" наоборот только читала, понравилось. Планирую добраться и до "Пассажира".
Спасибо за хорошую рецензию :))


Всегда пожалуйста)


Вот я хочу тоже сначала "Багровые реки", а потом "Пассажира". Ещё "Лес мертвецов" - нравится аннотация.


После "Пассажира" мне захотелось прочесть всего Гранже) И, хотя у меня не возникало ощущения, что читаю сценарий, фильм по этой книге должен получится отличным) Я думаю, его вскоре снимут, у Гранже на счету уже не одна экранизация)


Я тоже так думаю. Прямо "заточена" книга под экранизацию.


Остается надеяться и ждать)