Больше рецензий

umka_pumka

Эксперт

Хоть экспертом назови, только в печку не ставь.

10 августа 2015 г. 22:42

181

5

Побеждать дурные привычки всегда лучше сегодня, чем завтра.


Что волновало жителей деревни сто лет назад? Чтобы урожай хороший был, чтобы было чем печь топить, да чтобы бога ничем не прогневить, а то придётся после смерти сковороды раскалённые лизать или в геенне огненной гореть. Всё довольно просто, без изысков. Перемен никаких не нужно было (если только урожай получше, да работников в семье побольше) и горя не знали деревенские жители. Пока не пришла она - Революция. Тут деревня раскололась на части, у кого заботы остались прежние, а кто о новом задумался: о коммунах, увеличении урожая, о том, что баба - такой же человек, как и мужик, о том, что не всё идёт от бога и сколько не молись, счастья и богатства не намолишь. Обо всём этом и о том, что человек человеку волку, и идёт речь в романе "Девки".

Для кого-то эта книга исключительно о политике, о пропаганде коммунистических идей и восхвалении Ленина. А для меня "Девки" в первую очередь оказались книгой о нелёгкой девичьей и женской доле, о страданиях и заботах девических, а потом уже о проблемах деревни и идее коммунизма, которая воспринимается здесь не как агитация, а как одна из частей жизни деревни того времени, как попытка найти путь к улучшению жизни. В начале книга очень напоминала "Алую букву" Готорна . Такое же крайне религиозное население, желание лезть в чужую жизнь и осуждение и обсуждение всех и вся. Только если у Готорна всё происходило в 17-м веке, то Кочин пишет о том, что было в нашей стране меньше века назад. А в некоторых особо глухих деревнях, кажется, до сих пор себя полностью не изжило. И это страшно. Очень страшно. Хотя, людям, которые другой жизни не знали и знать не хотели, наши современные обычаи кажутся варварскими, дикими и страшными. Вот и в деревне Немытая Поляна очень многие были против нововведений в любой области жизни. И осуждали тех, кто решался думать иначе, кто поговаривал о свободах и правах для женщин, кто предлагал начать жить иначе, с большей пользой и повышенным КПД. И многие боялись идти к новой жизни, потому что страшились осуждения, гнева родительского и позора на селе.

Это только раз решиться, всем наперекор жить начать. Потом не страшно.

Но находились и те, кто устал от прежней жизни, кто понял, что в прежних обычаях и традициях счастья для них нет, а раз так, нужно пробовать новое. Ведь жизнь не изменится, если её не менять. А менять хотелось многим (во всяком случае, среди молодёжи), только пока не появился коммунизм, об этом как-то и не задумывались. Парни хотели облегчить свой труд и механизировать деревню. Девки не хотели быть опозоренными, битыми, выходить замуж за нелюбимого, рассматриваться исключительно с точки зрения рабочей силы и получать комплименты не за красоту или ум, а за широкие плечи и большие руки, например, - "Ядрёная баба, капитальная". Честно скажу, у меня волосы вставали дыбом от того, что считалось нормой по отношению к женщинам в 20-е годы прошлого века. Например, бить жену - это не то что не плохо, а даже полезно! Мол, воспитывать надо и ничего зазорного в таком воспитании не видели ни родственники мужа, ни, что меня очень удивило, родственники жены. Видимо, оттуда и пошло "Бьёт - значит любит". Должны же были русские бабы себе хоть какое-то утешение находить.

В общем, желания у молодёжи были не плохие, но находились противники у таких стремлений. Противники грамотности, новых порядков и прогресса.

Хорошо было в старину: дёшево, сытно, благообразно. О ворах да о бандитах не слыхивали, даже замков в деревне никто не заводил. Ситцы да калоши только попадьи носили да учительши. Водили девки хороводы, и как стукнуло пятнадцать лет — замуж. А там — дети, заботы, не до греха. А нынче их табуны, куда деваться? Вот и любовь выдумали. А что она такое? Блуд. О газетах, о книгах — ни слуху ни духу не было. А ныне — все читаки-писаки. Во все вникли. Что на небе, и на земле, и на дне морском. В каждом доме — профессырь, называется комсомолец. От горшка два вершка, а уже кричит: долой царя и бога! Сын на отца, отец на сына. Вседержителя нет. Начальники наши — все сплошь голодранцы. Кто богаче — тот под подозрением, кто беднее — тому вера. Остуда! Глаза бы на все на это не глядели. Один выход, все ниспровергнуть и вернуться к прежней жизни и старой вере.


Кочин очень интересно сумел всё это представить на страницах своего романа. Романа о деревенской жизни без прикрас. Я читала его как какой-нибудь триллер, украшенный любовными линиями. Мне было и страшно, и радостно, и больно, и обидно, и тепло от счастья. Написано интересно, легко, при этом выдержан стиль деревенской речи. Персонажи все как на подбор, довольно просто было представить кто и что из себя представляет, нарисовать в воображении портреты героев, прочувствовать их быт. Можно сказать, что я не читала, а смотрела кино. Очень ярко и чётко перед глазами представало всё описанное в книге. Чувствуется рука мастера. Кочин оказался достойным учеником достойного учителя. И я рада, что судьба в лице "Долгой прогулки" свела меня с этой книгой.

Книга прочитана в рамках игр "Долгая прогулка", "Собери их всех" и "Бесконечное приключение".

Комментарии


Хорошую рецензию написали, Алена! Я порадовался, что человек почти на 50 лет младше меня высказал практически почти те же мысли, что были бы и у меня. Спасибо! Сказывается. по-видимому, сибирская закваска, я родился и учился в Омске, родственники были в Новосибирске. я там бывал не раз, даже сдал экзамены в элекротехнический институт связм первого набора, но ушел в армию. Извините, воспоминания нахлынули.


Юрий, спасибо Вам большое за этот комментарий! Столько мыслей осталось после книги, что в рецензию попала лишь малая их часть. Вроде и далека я от деревни, посевов и пашни, а за живое задело всё, о чём Кочин написал. Наверное, действительно, Сибирь-матушка так влияет. А за воспоминания не извиняйтесь, потому что кто мы без них?