Больше рецензий

Yulchevskaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2015 г. 22:56

228

5

Как же сложно выискивать среди литературы соцреализма книги с толковой (ну во всяком случае с не такой откровенно навязчивой) коммунистической пропагандой, чтоб читать и не замечать в каждом слово нудное восхваление нового строя. Вот "Девки" как раз то самое здравое произведение, в котором элементы "крутизны" коммуняков воспринимаются как должное. По крайней мере, мной.
Я вообще интересуюсь подобными книгами, потому что до сих пор не могу определиться с отношением к описываемым происходившим событиям. Вроде бы Революция не есть зло, но Гражданская война, раскулачивание, насильственные действия были страшными и позорными явлениями нашей истории.
Не буду особо здесь распространяться, но на заметку взято, в копилку раздумий закинуто, значит и книга пришлась по уму и сердцу.

Что поставил проблематикой Кочин? Слом старых устоев и внедрение новых веяний. Но когда это разрушение традиций, впитанных поколениями людей, могло произойти легко и безболезненно? Так и здесь.
В небольшую деревню "Немытая Поляна", что в Нижегородской губернии, врывается коммунизм, который обещает светлую жизнь крестьянам. Все теперь будет по-новому: людей грамоте обучат, земля и труд станут общими, кулаков, нагло завладевших богатствами, свергнут, женщина получит права и сможет распоряжаться своей судьбой наравне с мужчиной. Звучит, однако! Хорошо. Но на деле все происходит совсем не так.

Что имеем в основном составе:
•зажиточное семейство Егора Канашева;
•чрезвычайно набожного Вавилу Пудова;
•"просветленного" новой властью Анныча;
•молодые глашатаи советов Федор Лобанов и Санька Лютов;
•щеголеватый Мишка Бобонин, работающий в городе и гнущий понты из-за этого.
И бабский коллектив:
•Марья Бадьина с традиционно незавидной бабской судьбой;
•Парунька Козлова-бобылка, ставшая на новаторские рельсы.
Ну в дополнение жители этой и соседних деревенек, городские кадры.
Жаркая книга, этакие "Мексиканские страсти по-деревенски".

Издавна незавидна девичью судьба на селе. Всю жизнь под началом отца, потом свекра и мужа. Работай, молись, детей рожай, слова поперек вставить не смей. А еще честь блюди, да смотри не оступись, а то позор на всю семью навлечешь. Мужа подбирает отец, о любви и не помышляй, главное, богатство.
Вот так и выдают Марью за Слюнтяя Ваньку Канашева, а она, горемычная, не посмела воли батюшки ослушаться. Искала девица любовь свою, мечтала согреть сердце у Федора, потом у Саньки. Столько горя хлебнула Марюха, что и не передать, накуролесила, что каждый не преминул пальцем тыкнуть.
Не менее тяжела жизнь Паруньки. Вот уж над кем куражились жители не по-детски. Что еще оставалось бедной девушке? Только и искать защиты в таких сладостных лозунгах новой власти! И как травинка после бури расправилась Паруня, потянулась к солнцу да и пробилась. Да каких высот достигла. Кстати сказать, Парунька интересовала меня более всех, очень здравомыслящая она.
Сюда же отнесем и Феклу, тоже затюканную по жизни, тоже попавшую под вредное влияние Бобонина. Надо заметить, что Фекла в итоге поступила очень красиво, вообще та сцена у Мишки потрясающая. Но! Здесь и пахнуло ярым преувеличением. Фекла и Парунька прямо-таки уплыли под освободительными парусами коммунизма. Но сцена ж хороша, чего уж там, прям душа радуется, когда бабы мужика за пояс заткнули.

Все же думаю, что не ради бабской судьбы затеял автор писать книгу, что бы там ни говорилось. Важнее донести идет и идеалы, просветить. Важнее вклинивание молодой крови в правление деревней. Важнее коллективизация, противостояние артелей и лжеартелей. И то как изворачивались богачи, чтоб не делиться заработанным (чаще нагло захапанным).
И вот выступает Егор Канашев, который показан во всей красе, хотя тут-то собака и зарыта. Совсем не кажется Канашев злодеем и хапугой, он трудолюбив, смекалист и умен. И я бы многое списала реально на зависть бедняков, если б Канашев во имя мельницы и обогащения не шел на самые зверские и подлые вещи. Однако ж он тверд, за принципы свои стоит до последнего, не лебезит и не вихляет, это накидывает очко в его пользу в моих глазах.
Другое дело Обертышев, Яшка. Вот эти личности-пресмыкающиеся, приспособленцы, отвратительные гниды, коих и надо бы давить.
Другая значительная тема-религия. Бабы всю жизнь на Бога уповали да и мужики рьяно чтили. А тут собственные дети, воспитанные в благочестии, идут вопреки да еще и с мантрой, что, мол, "опиум для народа". Однако ж вера-то верой, но и среди религиозных случись что не гнушались помощью знахарок. Отличный случай с Наташкой. К кому она пошла да с материного благословения? К Полумарфе-кулугурке, вероотступнице.
А уж что вытворяли красные, это вообще не укладывалось в голове у жителей. Все, абсолютно все было не богоугодным. И это-то и пугало и отталкивало от новых правил и систем в первую очередь.

Весьма любопытен Анныч, человек смелый и верный своим взглядам. То, как он видел жизнь на деревне заслуживает уважения. Он четко представлял, как все должно быть, как нужно идти к этому, что делать. Но одному не под силу, он умело боролся с засильем богатеев, он практически читал в душах людей, ему верили, за ним шли. Тогда как Санька плескался на мелкашке: вроде бы всей душой желал новой жизни, но не мог отторгнуть и старые привычки, обидел Марью, шкодил у Феклы. Разве ж это по-партийному? Благо что взялся за ум.

Конечно, не без изъянов произведение, слишком много событий на такую маленькую деревушку: пара убийств, пожар, смертушка, бегства, расправы все. Естественно достаточно много собраний и встреч, где толкают речи со всем этим марксизмом-ленинизмом. Но настолько органично все это вписывается в жизнь, что глаз не колет. Зато сколько ж тут нашего родного! Колоритный, пестрый язык, наполненный пословицами и поговорками, приметами и поверьями; это наши пейзажи: леса, поля, болота; это наши люди: сильные, упрямые, сердечные. Это подробнейшее описание быта и жизненных ритуалов (как, например, Марюхина свадьба), это показ жизни и в городе (мытарства Паруньки по городу, ее работа в гостинице у Обжорина), это вскрытие различных хитростей, которыми пользовались нечистые на руку люди (покровительство Обертышева за взятки, подлоги документов, ну и куча махинаций Мишки Бобонина). И куда ж без народных шуток, песен, стихов, народной медицины, от которой приходишь в ужас!

Всего этого мне более чем хватило, чтоб перекрыть политическую составляющую, плюс настолько интересна судьба девушек и женщин, что за поднятие этой темы я многое готова простить авторам. Мне было не скучно, мне было страшно и жутко местами, мне было больно. И если произведение заставляет меня переживать за героев, я не могу не оценить этого.

"Долгая прогулка", команда "Морские чудесята".