Больше рецензий

3 августа 2015 г. 06:52

812

5

Создать нечто оригинальное в фантастике очень непросто. Чаще всего пользуются заезжеными и привычными сюжетами. Сергею Синякину удалось создать нетривиальный и достаточно трагический сюжет. Кроме того повесть великолепно отражает время, подкупает подлинностью, четко очерченными образами.
Итак, советский аэронавт Аркадий Штерн и его друзья, во время полета, видят Землю не такой, какой ее представляет современная наука. Она представляется словно миниатюра из средневековой книги: огромный плоский остров покоится на китах, плещущих хвостами в океане, небесный свод тверд, а звезды маленькие и прилеплены к нему(аэронавт даже прихватил одну с собой). Но в СССР правда оказалась никому не нужна. Вождь всех народов произносит фразу «Прэждеврэмэнно» и доверчивых авиаторов подвергают репрессиям. Штерну практически сломали жизнь. Выйдя из лагеря он мучается, не может найти места в окружающем мире. С изумлением и недоверием воспринимает он запуск первого спутника Земли и полет первого космонавта...
Как же объяснить повесть? Что на самом деле видели аэронавты?
Мне кажется, что использовав знаменитое учение украинского философа Григория Сковороды, мы можем прояснить ситуацию. По его теории существует три мира: Макрокосм (бесконечный мир, видимый нами, как Космос со звездами, планетами), Микрокосм (мир Человека — Земля) и Библейский Символический мир. Последний мир временами открывается землянам, словно свиток. Именно там — Бог, ангелы, библейские герои. Именно туда уходят Воланд и его спутники — герои романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»(по исследованиям Галинской, Булгаков хорошо знал теорию Сковороды и использовал его философию в своей книге). Именно там — Иешуа, Пилат, а Мастер получает долгожданный покой. Частичку этого мира и видел А.Штерн. Можно еще вспомнить и учение о ноосфере Вернадского(это учение использовал в своих книгах И.Ефремов).
И еще, повесть С.Синякина — о тотальной несвободе. Остается, несмотря на рассказанную горькую историю, поздравить автора с несомненной литературной удачей.