Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июля 2015 г. 09:52

217

5

Несмотря на название, взяв в руки книгу я ожидала встретить в ней что-то очень смешное, но это повествование, скорее, напоминает анекдот о грустном клоуне, который Никулин привел на страницах этой книги. Нет, это не было разочарованием, это было неожиданностью. Для меня Никулин в первую очередь комедийный актер. Я не интересовалась его биографией ранее, и для меня было очень удивительно узнать, что он прошел войну, прошел ее не в ансамбле, а в зенитных частях, призван был к началу еще Финской войны, а потом защищал Ленинград, голодал под Ленинградом. Так сложилось, что недавно я прочитала "Блокадную книгу", и эти рассказы Никулина будто бы стали логическим ее продолжением.
После рассказов о детстве и о войне переходим к мучительному периоду выбора места учебы, многочисленным экзаменам и отказам. Как странно нам теперь это читать, знающим Никулина по многочисленным фильмам, читать как его отсеивали и заявляли, что для кино он не годится, и в театр не подходит.
С другой стороны, что ни делается, все к лучшему. Попади Никулин в театр, разве смог бы он там отточить свой комедийный талант? Цирк был наилучшим для этого местом. И Никулина туда взяли учиться на клоуна.
Надо сказать, я не слишком увлекаюсь цирком и клоунадой. Быть может, виной в этом и упадок цирка сейчас, по крайней мере в моем городе, где нет фокусников, редко бывают эквилибристы, силачи, да и клоунада редко бывает интересной. Но мне было интересно послушать Никулина, узнать подробности о легендарном Карандаше, послушать про старые репризы, забавные и трагические случаи в цирке и лишь сильно перевалив за половину книги мы подойдем к тому, что я так долго ожидала, к описаниям кино. К первым пробам, к массовке, неудачным и удачным эпизодам, к дебюту и, наконец, к фильмам Гайдая. Подробнее всего описаны самые первые его фильмы, "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", а другие фильмы с троицей описаны весьма скупо. Не знаю, в чем тут дело. То ли первые были наиболее запоминающимися (хотя и короткие), то ли съемки с собакой оставили в памяти больше материала для воспоминаний. Также как и довольно подробно описан "Ко мне, Мухтар". Запомнились мне еще воспоминания о съемках у Рязанова, смотрели мы недавно тот фильм о снежном человеке. Для того времени, наверное, он был интересен, а нас не особо впечатлил. Скромные видовые съемки говорили о малом финансировании фильма, подбор актеров тоже несколько удивил. Никулин - милиционер, это с его-то великолепным комедийным талантом. Он, а не Юрский должен был играть главную роль, единодушно сошлись мы с мужем во мнении. А теперь я еще и в книге об этом почитала.

Эпизод с милиционером снимали на улице. Я должен был выйти из милицейской машины, дать свисток, затем стащить Таппи — Юрского с фонарного столба, усадить в милицейскую машину и уехать.
На съемочную площадку приехала настоящая милицейская машина, за рулем которой сидел капитан милиции. Он вышел из машины и долго меня рассматривал. Я был одет в милицейскую форму, загримирован. Потом у кого — то из съемочной группы он спросил:
— Где у вас режиссер?
Ему показали на Эльдара Рязанова.
— У меня к вам, товарищ режиссер, вопрос, — обратился к нему капитан милиции. — Скажите, пожалуйста, ну почему в кино, как правило, милиционеров показывают идиотами и дураками?
— Как это так? — не понял Рязанов и посмотрел на меня.
А я засмеялся и говорю:
— Это он меня увидел, поэтому и задает такие вопросы.
— Да нет, — смутился капитан. — Я имею в виду не вас. Но мне все — таки интересно, почему милиционеры в кино выглядят такими глупыми?
Долго и старательно Рязанов объяснял капитану, что в нашей картине милиционер будет хороший.

Вот так вот, не должен был Никулин играть милиционера!
Рассказывается в книге и о более серьезных, не комедийных ролях, и многие из этих фильмов я смотрела, но не могу я разделить взгляд одного из операторов:

Юсов внимательно меня выслушал и сказал:
— Вот пройдет много лет, и вас как комедийного артиста забудут. А картина «Андрей Рублев» будет идти. Со временем сцену будут воспринимать как нужно.
Может быть, Юсов и прав.

Думая о "Бриллиантовой руке", я вспоминаю великолепную игру Никулина, а когда смотрю "Они сражались за Родину", мне кажется, что это роль мог бы сыграть и другой, третий, четвертый. Вышло бы иначе, но тоже хорошо, в этих фильмах его было бы можно заменить без особой потери для фильма, а вот найти ему замену в комедиях - вряд ли возможно, там его рисунок неповторим.
Кстати, а вы знаете, что в "Бриллиантовой руке" снялась вся семья Никулина? Его сын - тот самый мальчик с удочкой, который спасает Миронова на острове, а его жена руководит экскурсионной группой.
Но больше всего места в книге все же посвящено цирку, гастролям, программам, коллегам из творческого цеха. Рассказам о настоящих и легендарных клоунах, жонглерах, фокусниках. Было очень интересно почитать о знаменитом Кио и его трюках.
Послесловие написано сыном Никулина, Максимом, ставшим директором цирка после отца. Оно очень органично завершает уже посмертное переиздание книги. Хочу отметить еще одно очень приятное для меня свойство этой книги. Никулин очень тепло отзывается о своих родителях, видно, что у него были хорошие отношения с матерью, что отец принимал большое участие в его жизни, и во время детства, и во время становления артиста. Такие же хорошие отношения перешли и на его собственную семью, жену, ребенка. Мне было очень приятно читать наконец-то про такие гармоничные отношения, которые, конечно, сыграли свою роль и помогли Никулину достичь высот своего таланта.

Прочитано в рамках игр Книжное государство, Собери их всех.

Комментарии


Я всегда относилась к Никулину с симпатией, а после этой книги - очень просто написанной, кстати - еще и с уважением, как к очень хорошему человеку


Да, вроде ничего особого не сказано, но веет чем-то добрым, теплым от этой книги.
Я ее слушала в аудио, хороший чтец. Впечатление, будто сидишь и разговариваешь, слушаешь длинный рассказ о жизни. Такой своеобразный эффект присутствия.


А я когда читала, слышала все эти знакомые Никулинские интонации... жаль, такие книги авторы не начитывали


Да, слушать в начитке автора было бы совсем замечательно.