Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

17 июля 2015 г. 15:28

128

5

Зло повержено. Правитель-тиран свергнут, герои нашли себя и готовы двигаться вместе с друзьями и всей страной в новое светлое будущее. Они добились главного: свободы поступать так, как хотят, а значит, могут построить новый мир. На этом месте все фантастические серии заканчиваются. Но только не у Сандерсона. У него с этого места как раз начинается все самое интересное. Потому что разрушить старый мир - легко, а вот построить на его месте новый... с этим уже сложнее.

Новым правителем Лютадели непонятно с чего избран Эленд - молодой дворянин-идеалист, который наивно убежден, что на месте тысячелетней тирании можно из ничего построить утопию. Читатель вместе с ним недоумевает, почему именно он оказался на троне: по сравнению с остальными игроками на свежеобразовавшейся политической арене, он - сопля зеленая, и очень плохо представляет себе реальное устройство власти. Да, он прочитал кучу книг по политической теории, но на практике эти теории, естественно, окажутся нежизнеспособны. Представьте, если бы вы, вооружившись исключительно трудами Платона и Сократа, вдруг заняли пост президента. Поэтому Эленда хватает таланта и прозорливости видеть, что вокруг ведется игра, и ведется против него, но не хватает чутья и опыта защититься. Именно об этом - большая часть книги, во всяком случае, первой половины. После экшена и стремительности первой она поначалу кажется суховатой, но это исключительно на контрасте бой/игры в демократию. Тут на первый план выходят именно политика, дипломатия и попытки решить конфликты мирным путем.

Что не так уж просто, когда под стенами города поджидают сразу три вражеских армии, чьи лидеры так и норовят подослать какого-нибудь убийцу, шпиона или сразу отряд солдат. Но короля защищает Вин - уже не одинокая девочка с улицы, а один из сильнейших алломансеров в стране. Правда, она по-прежнему параноик. А еще у нее появился соперник - вражеский Рожденный туманом, Зейн. Зейн вообще сущий дьявол: он действует ложью и уговорами, дерется нечасто, но тут обманывает, там недоговаривает, чтобы из любой ситуации получить для себя выгоду. Из других новых персонажей лучше всего удался кандра-слуга Вин: гораздо больше рассказали о его характере и истории.

И эта история логично вписывается в уже построенный мир. Вообще Сандерсон рассказывает о мире своей серии очень выдержанно: небольшими порциями, вводя новые сведения, когда читатель уже усвоил старые. Это относится и к системе магии - да, появились новые металлы, но их читатель открыл вместе с Вин, - и подробности об устройстве мира (например, та же история кандра, или пророчество о Герое Времен).

Кстати, идея с пророчеством - хороша. Вроде бы идею о предсказанном избранном измусолили в каждой второй (если не каждой первой) фантастической книге, но Сандерсон довел шаблоны до абсолюта и тем самым хитро их исказил. Чего стоят его прекрасные формулировки: "она думала, что она Герой Времен и потому искала источник", "мы подогнали пророчество под нее - но ведь все так делают: не герой подходит под него, а оно под героя". И поэтому развязка, хоть и получается из-за этих упоминаний предсказуемой, все равно шарахает пыльным мешком по голове. Потому что нефиг отвлекаться и мнить себя избранным. Даже если ты и в состоянии в одиночку уложить полторы армии.

В упрек книге можно поставить разве что то, что она несколько неравномерно распределена: где-то две трети посвящены исключительно политике и воспитанию нового короля, которое изредка перемежается поединками с Зейном. Об Источнике Вознесения, вынесенном в заглавие этой части, в основном только говорят. И читают старые бумаги. И осмысляют старые бумаги. Потом теряют старые бумаги. Потом находят и переосмысляют. Ну вы поняли, найдут его на последних семидесяти страницах. Вся движуха приходится на последнюю треть, где все развивается молниеносно: появляется Вин с мечом наперевес, как deus ex machina, налево махнет - армию снесет, направо махнет - отыщет древний тайник. Почему, чтобы разобраться с врагом, нужно было ждать столько страниц, - неясно, причины героев шиты белыми нитками.

Зато в конце тема пророчества и Бездны звучит с новой силой. История делает поворот минимум градусов на девяносто, и чувствуется, что автору еще есть, что рассказать. Он очень тщательно выстраивает свой мир, и когда кажется, что все ружья уже выстрелили и все ответы получены, вдруг выясняется, что мы не знаем ничего.

Хочется верить, что третья часть расставит все точки над i.