Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

30 июня 2015 г. 13:29

1K

3.5

«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась.» Н.В. Гоголь



Тот случай, когда и высокую оценку поставить мешают многие и многие «если», и низкую оценку поставить читательская совесть не позволяет. Поэтому придется писать отзыв по пунктам, а в конце подсчитать плюсы и минусы.

1) Я бы тотчас решилась поставить все 10 звездочек из 10, если бы читала цикл о Стальной Крысе в детстве, вперемешку с книгами Жюля Верна, Майна Рида, Фенимора Купера и Генри Райдера Хаггарда. Тогда бы меня не смущала ни «неубиваемость» главного героя, ни его многочисленные супер-способности ко всему на свете, начиная от боевых искусств до изобретения хитроумных технических устройств, ни невероятная удачливость. Определенно, истории Гарри Гаррисона о Крысе могут прийтись по душе только в том случае, если читатель умеет скользить по поверхности повествования, наслаждаясь тем, что происходит, как это происходит, и в каком антураже, и не задаётся дурацкими вопросами: «Зачем?», «Какой в этом смысл?» и т.п.

2) Помешали мне поставить высокую оценку и как некоторое предубеждение против фантастических циклов в целом, так и неудачный опыт с фантастикой в «Долгой прогулке 2015». Вне всякого сомнения, если сравнивать «Стальную Крысу» с «Ореховым посохом» или «Волхвом Нижнего мира», то Гарри Гаррисону нужно поставить все 6 из 5. Однако, я человек скучный и занудный, мне для того, чтобы полюбить книгу, нужны не только космические полёты, параллельные миры, невиданные звери или странноватые обычаи жителей далёких планет, должно быть что-то, что делало бы оправданным использование фантастических элементов в романах. В историях же о Джеймсе Боливаре ди Гризе для меня осталось непонятным, для чего эти истории делать фантастическими, если они полностью укладываются в схему стандартных приключенческих романов с погонями, перестрелками, смелыми и ловкими героями-преступниками и туповатыми незадачливыми злодеями.

3) Несмотря на вышесказанное, я бы могла увлечься приключениями Скользкого Джима, если бы истории затрагивали меня эмоционально, и я могла бы сопереживать герою. Но этого не получилось. Уже с самой первой истории стало понятно, что в какую бы сложную и неприятную ситуацию ни попал, он с легкостью и практически безо всякого ущерба из неё выберется, и всё произошедшее не оставит сколько-нибудь заметных следов. Наверное, я тупое бревно, но я не умею всерьёз волноваться за персонажа, зная, что впереди еще эн книг о нём, и, значит, он выберется из любой передряги и останется жив и здоров. А ещё меня откровенно бесила «мультяшная» лёгкость отношения Джеймса к абсолютно любым вещам. «Ааааааааааа, как же я в такое попал?!?» *впадает в депрессию (да-да, Гаррисон использует именно термин «депрессия»)* Проходит 3 секунды. Джим (не иначе как в результате серьезной внутренней работы) решает: «Нет смысла впадать в депрессию! Я же нереально крут и я найду выход! А вот и выход!» - это стандартная схема чуть ли ни каждого приключения Стальной Крысы. Не знаю, как другим читателям, но мне из чистой вредности хотелось, чтобы хоть раз-другой симпатягу Джима «накрыло» по полной, чтобы он попереживал не 5 секунд, а хотя бы 5 минут.

4) Повысить мою оценку «Хроникам…» могло бы описание изменения характера героя под влиянием многочисленных передряг, выпавших на его долю. Мне казалось очевидным, что тюрьма, богатый криминальный опыт, служба в армии, женитьба на знойной женщине - мечте поэта красавице Анжелине и рождение детей, не говоря уже о параллельных мирах, путешествии в прошлое или знакомстве с многочисленными инопланетными законами и обычаями должны бы неслабо повлиять на характер человека. И было бы любопытно проследить как легкомысленный и самоуверенный юный Джим превращается во взрослого помудревшего Джеймса Боливара. Но увы. Что 17-и летний обаятельный шалопай из первой книги, что «заслуженный приключенец» из последней - абсолютно одинаковы во всех своих реакциях и проявлениях.

5) Наконец, при всех прочих вводных, я всё равно могла бы получить некоторое удовольствие от цикла, если бы не прочла «залпом» за две недели одиннадцать (!) однотипных книг. Книги Гаррисона о Стальной Крысе, наверное, очень хороши в качестве таблеток от тоски и безысходности один-два раза в квартал в перерывах между чтением Кафки, Джойса, Музиля и Пинчона, но в качестве «основной книжной пищи», извините, пресновато. Перефразируя слова Гарри Гаррисона: на определенной стадии интеллектуального размышления индивидуум должен сделать выбор: либо читать бонус с перерывами, либо умереть от абсолютной скуки.


Однако всё вышесказанное не означает, что я совершенно не радовалась июньскому бонусу, и для радости тоже была не одна причина:

1) Во-первых, Гарри Гаррисон пишет легко и с юмором. В некоторых книгах порой даже проскальзывает нечто похожее на социальную сатиру и критику нашего современного общества, а вовсе не только таких-то «неправильно» живущих планет. В любом случае, «Хроники…» очень быстро читаются, и можно почти незаметно для себя осилить толстенную книженцию, а потом усиленно гордиться своим читательским подвигом.

2) Во-вторых, рассказы о приключениях Стальной Крысы заряжают неиссякаемым оптимизмом. Если за время чтения уверенность в себе, упорство в достижении целей и легкость отношения к жизни Джима хотя бы на 1 % передадутся читателю, то можно быть уверенным, что жизнь такого читателя станет проще и веселее.

3) В-третьих, Общество здорового образа жизни имени Буковски не могло не радоваться встрече с героем, неизменно и последовательно ведущем здоровый образ жизни: начинает по-юношески с пары-тройки бутылочек пивка в первой книге, продолжает более солидным вискарём, а временами и вовсе переходит на «горючее» неизвестной природы, но, надо думать, нехилого воздействия, ну и, конечно, сигары… И не надо приплетать сюда дедушку Фрейда. Это именно тот случай, когда сигара – это просто сигара. В общем, вступительные экзамены в «ОЗОЖиБ» Джим сдал бы без труда, другое дело, что вряд ли бы он осилил хоть один бонус.

Благодарю Общество здорового образа жизни имени Буковски .
Deny , Wender , Meredith , девочки, мы выдержали полгода, осталось всего 6 месяцев! Йо-хо-хо!

Комментарии


вряд ли бы он осилил хоть один бонус

конечно, читать не писать ))


Тут ты права.)


Что там за губы такие?)


У Гоголя-то? ) Знатные губы...


как-то не обращала внимания)
вглядываюсь сейчас: верхняя больше нижней...)


Интересно, что сказали бы об этом физиогномисты.)


мне тоже - интересно))


картинка knigovichKa
/а вдруг я не одинока/))


Вот так чтение фантастики доводит до Гоголя)))


Точно!)))


Детство вспомнилось :) Перечитать что ли?..


Ой, не знаю… Может, не стоит портить детские впечатления?)


Так неубиваемость меня и в детстве раздражала, особенно, когда удавалось найти сразу несколько книг. В те временя таких откровенно мэрисьюшных персонажей все-таки было не так много, это сейчас клепают не останавливаясь


Ну так в о времена нашего детства как раз в это и было отдельное удовольствие - найти (дождаться) книжку в библиотеке, успеть соскучиться по персонажам...


не пошли бы они в жопу со своими бонусами


А вы читали Гаррисона?


Очень люблю 2-3 первые перечитывать. Дальше надоедает


Я бы тоже ограничилась первыми двумя-тремя, но азарт ДП...


И маразм тот азартом зовется. Ну, хоть Гаррисона подняли. У него есть более глубокие вещи. Например, Неукротимая планета


Вроде как книги - профилактика маразма. Но в чтении Гаррисона мне точно нужен перерыв.


Разнообразие и бессистемность –лучшее в чтении


И не только в чтении.


Работников таких не любят


Наверное, я тупое бревно, но я не умею всерьёз волноваться за персонажа, зная, что впереди еще эн книг о нём, и, значит, он выберется из любой передряги и останется жив и здоров.


Меня всегда удивляло, зачем в фильмах про супергероев вообще стреляют в Шварцененеггеров, Сталонне и Ван Дамов - они что не знают, что убить можно только каких-нибудь сопутствующих персонажей, а этих - ни-ни... А вот еще недавно смотрю фильм с Аленом Делоном, он, то есть его "лирический герой" (все равно - Ален Делон чистой воды) там переворачивается на машине, машина вдребезги, преступник подходит, смотрит, и уходит прочь, сообщить, что тот мертв. Так и хочется воскликнуть - "Ну это же Ален Делон!", - его так просто со свету не сживешь:)


"Ну это же Ален Делон!", - его так просто со свету не сживешь:)


Мне кажется, что с Делоном есть несколько фильмов без хэппи-энда для ГГ. "Двое в городе", "Вдова Кудер"...

Но в целом, да, согласна. ))


Есть, конечно, я утрирую, даже Бельмондо и то убили в "Профессионале", но во многом благодаря этому, кстати, фильм и поднимается над фильмами такого же рода.


Может, потому мне сразу и вспомнились трагические истории.


Вообще ни разу не читала этого автора.

Очень интересно. Спасибо :)


Я и сама не любитель фантастики, но игра есть игра.)


Если уж с Гаррисоном начинать знакомиться, то рекомендую или "Миры смерти" или "К Западу от Эдема". "Крыса" уж очень сильно на восторженного любителя.


Понятно. Спасибо :)