Больше рецензий

GalinaSilence

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2015 г. 10:48

293

3

Волею провидения я прочитала второй роман трилогии "Богини, или Три романа герцогини Асси", нарушив столь важную хронологическую последовательность. Если трилогия полностью показывает развитие приоритетов герцогини от политики до любви, то мне на долю выпало ознакомиться с периодом ее жизни, посвященным искусству.

Хотя...искусство ли является центром повествования? Роман насыщен героями. В изощренном амурно-интриганском танце кружатся влюбленная целомудренная скульптор, безнадежный альфонс, изнуренный переживаниями художник, очарованный образом прекрасной принцессы мальчик, сама герцогиня и многие, многие другие. Аристократам некогда скучать, в их жизни всегда найдется момент для драм и переживаний.

Он будет до тех пор метаться между знаменитой женщиной и очаровательной девушкой, пока все трое не станут необыкновенно несчастны. Никто не будет знать - почему, и все вообразят, что это - любовная драма. Но это - только публичная церемония, как распределение орденов или похороны.

Не отягощенные моральными переживаниями постельные связи, гонки за выгодой и даже настоящая любовь проходят в окружении скульптур и картин. Саморазрушение влюбленной женщины создаст образ девушки, вонзающей в грудь меч - и этот образ не оставит графиню Асси очень и очень долго.

"Долго" - очень расплывчатая категория времени для этого романа. Любые знаки, которые могут подсказать, сколько времени прошло с того или иного события, стерты автором - намеренно ли или нет, мне неизвестно. Глаза переходят с одной строчки на другую, а в книге тем временем прошло лет 5. Это сбивает с толку, хоть и позволяет вместить в 200 страниц жизненных трансформации многочисленных героев.

Я знаю одну аристократию: аристократию чувства. Плебеями я называю тех, кто чувствует безобразно. Поставьте какого-нибудь незнакомца перед Мадонной Беллини; вы увидите, к какому классу он принадлежит.

Несмотря на обилие прекрасного, в жизнях персонажей случались и низменные происшествия. Безумно влюбленная скульптор не может отдаться ни одному мужчине, потому что пережила насилие и чувствует отвращение вместе со стыдом. Посвященная в её тайну подруга не высказывает не малейшего удивления, припоминая подобный эпизод из своей жизни. Крайне неприятно резанула романтизация автором этого события и набивший оскомину намек на то, что женщины сами не прочь быть изнасилованными.

Герцогиня слушала и вспоминала, как ее изнасиловал сияющий от поклонения толпы трибун. Она вспомнила и обо всем том, что перечувствовала с тех пор, о чем грезила, во что играла и что пробудила к жизни.

Это случилось со мною, среди поля, под ветром и солнцем... И, может быть, во всей моей нежности, во всей моей тоске по простой, неизменной любви, свободной от хитрости, стыда, разочарования - быть может, в глубине души я не хотела ничего другого, как быть еще раз так схваченной и изнасилованной, как тогда бродягой... Я сказала ему это...

Бегущие за пристойностью и выгодой гниют в браке без любви, раскованные дамы света меняют любовников, герцогиня Асси разочаровывается... Герои сплелись для меня в снежный ком, потеря временных связей и насыщенность текста диалогами слегка ошарашила. Вероятно, чтобы по достоинству оценить созданную Манном историю герцогини Асси, стоит прочесть трилогию целиком и по порядку. Но "Минерва" все же может утомить, и душа затребует перерыва в ознакомлении, что со мной и случилось.