Больше рецензий

10 июня 2015 г. 18:59

75

3.5

Загадочная женщина на обложке, заманчивая аннотация, интересное название - все это стало определяющим на пути моего выбора к прочтению книги из серии "Оранжевый ключ". Задавшись вопросом, в чем же бессердечность некоей Аманды, я нырнула в омут этого тройного монолога, вытекающего один из другого, словно ручьи. Я ожидала историю хладнокровной и кокетливой покорительницы мужчин или томной светской львицы, а получила - социально-психологическую драму из писательского мира.

Удивительна и органична оказалась общая композиция романа. Она построена на воспоминаниях трех мужей об одной общей жене, собственно Аманде. Все мужья принадлежат миру словесности - писатели, журналисты разного уровня талантливости и различных политических взглядов. Действие происходит в Германии времен ее разделения на ФРГ и ГДР и это накладывает отпечаток на всю канву романа.

Образ Аманды складывается из воспоминаний ее мужей, словно мозаика. Безусловно, призма индивидуального восприятия накладывает отпечаток на представления о героине. Но и помогает раскрытию различных ее сторон в различных обстоятельствах. Такие разные мужья, непохожие истории сближения и расставания. У каждого из них свое отношение к ее творчеству - от высмеивания, обвинения в бесталанности до признания и совместной работы. Автору отлично удается передать индивидуальную манеру письма каждого из них, создать особенный образ каждого из мужей, причем исключительно из их рассказов о себе и Аманде.

Так, первый ее муж, Людвиг Венигер, успешный журналист, пишет старательно согласованные с политикой партии материалы и отчаянно боится любых левых взглядов. Обладает Той Самой Мужской Харизмой, которая и затуманила глаза Аманде (по мнению Людвига - умение отжаться сто пятьдесят раз от пола - достаточная причина для того, чтобы пораженные женщины падали к ногам). Их брак был построен на противоречиях и взаимоисключениях. И главная героиня понимает это едва ли не спустя медовый месяц. Вся ее семейная жизнь с Людвигом - череда разочарований, нервных срывов, взаимных обвинений. Аманда не скрывала своих политических оппозиционных взглядов, что было категорически чуждо ее идеологически верному мужу. Обустройство уюта в семейном гнезде также давалось Аманде тяжело. Разве можно угодить нелюбимому и нелюбящему супругу? Результатом этого обоюдонеприятного брака стал скорый развод с разделом имущества и прав на сына.
В своем оправдательном рассказе адвокату, сопровождавшему бракоразводный процесс, первый муж Аманды предстает на удивление мелочным, двуличным карьеристом, оправдывающим свои поступки здравым смыслом и рациональностью. Он верный сын Германской Демократической Республики, глашатай ее ценностей и идеологии. Стремление переложить ответственность на других, хождение по головам, косность и лицемерие - все это Людвиг Венигер, человек, который усилил в Аманде дух борьбы с социалистическим режимом.

Вторым мужем Аманды стал писатель Фриц Хэтманн, который "свою враждебность к государству превратили в ремесло, причем довольно прибыльное ремесло". Он старше Аманды, любит ее нежно и трепетно, еще более трепетно любит ее сына Себастьяна. Фриц пишет свой роман о развитии их отношений, немного меняя характеры главных героев. С ним Аманда становится теплой, уютной и заботливой женой, их отношения гармоничны. Их связывают и политические оппозиционные взгляды, и общий быт, и творчество. Именно с Фрицем Аманде довелось испытать кризис творчества, произвести переоценку своих собственных талантов. Фриц понял, что спокойное течение жизни не пойдет на пользу Аманде:

Аманда сказала, что с ней произошло нечто, что можно расценивать как тревожный симптом: она была с Себастьяном на детской площадке; ребенок копался в песке, она присела на скамейку, решив использовать эту возможность спокойно подумать. Но оказалось, что ей не о чем думать. Она сидела с пустой головой и — как большинство родителей — с дурацким видом, как будто на свете не существует ничего более приятного, чем смотреть, как играет твой ребенок.

Эта гармония и спокойствие и стало молчаливым убийцей мирного брака. Аманде нужны остросюжетные приключения, стимулы для бурления океана чувств. Она играет в страстные игры с давней подругой Люси, в последние полгода брака, не скрываясь, изменяет мужу... И, словно ребенок с рук на руки, переходит к последнему своему любовнику, Станислаусу.

Третий брак Аманды полон страстей и сложностей. Станислаус числится в западном издательстве, но ездит в Восточный Берлин, пользуясь служебным положением для перевозки контрабандных блузок и книжек, совсем как у нас в эпоху застойного соцреализма. В третьем браке героиня полна энтузиазма и энергии - она помогает мужу писать его материал, зачастую от первой до последней буквы. При этом свои сочинения она оставляет при себе, не посвящая в них никого. Она в напряжении ждет разрешения на брак со стороны правительств обоих государств. Она не увидит родных, возможно, никогда, - но вкусит плод свободы. Эти сомнения рождают в ней тоску, иссушают чувства и тревожат душу. И свершившийся долгожданный официальный брак, и последующий переезд на Запад уже не приносят удовлетворения в истосковавшуюся душу. Начало новой, западной жизни главной героини становится финалом романа. Нам остается только догадываться - стала ли счастлива Аманда в новой эпохе своей жизни?

Подводя итог, хочется сказать, что автору удалось создать многоликий образ Аманды. Штрих за штрихом на протяжении всей книги создавался образ непростой женщины - красивой, роковой, страждущей чистых чувств, язвительной и нежной, творческой и мятущейся. В отношениях с мужьями, сыном, подругой, матерью она словно меняла свои маски, оставляя истинное лицо скрытым за вуалью, как на обложке книги. Бессердечная? Внешне - да, но внутри - верная себе и своим ценностям. Любящая по-настоящему искренно лишь одного мужчину - своего сына. Загадочная. Талантливая. Притягивающая. Резкая. Страстная. Удивительная Аманда.

Долгая прогулка 2015