Больше рецензий

Judge

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2015 г. 15:42

112

3

Склероз полезная штука! Каждый день узнаешь что-то новое.


Чем старше становится человек, тем реже с ним происходит что-то действительно новое. Когда вы последний раз познали что-то совершенно новое для себя? Наверное, давно, хотя, кто знает. Мой последний опыт получения кардинально новых впечатлений был где-то два года назад, когда я летал на двухместном самолете в качестве пассажира, а пилот выполнял фигуры высшего пилотажа. Возможно есть и менее отдаленные во времени события, но человеческая память такова, что не может держать в "быстром доступе" все воспоминания. И если задуматься, то процентов 80 всего нового с нами происходит на ранних жизненных этапах - первый раз мы пробуем пищу, первый раз слышим музыку, первый раз видим двигающиеся картинки на телеэкране, первая любовь, первый алкоголь, первый секс, первый восход солнца и первая соленая волна поднимающая тело над морем, все это умещается в первые 15-20 лет, потом новые события происходят все реже. Некоторое разнообразие в "новизне" привносят дети, но ведь все это новое происходит с ними, а не с вами. Смиритесь, вы уже познали себя и мир на уровне, который практически исключает что-то кардинально новое.
И вот, каждый человек живет с этим набором "знаний" и в зависимости от темперамента (а может и не от него) частенько пытается найти для себя что-то "новенькое". Прыжки с парашютом, дайвинг, катание на сноубордах и гонки на мотоциклах, путешествия по разным странам, дегустация абсолютно несовместимых по вкусу продуктов - все это поиски того самого Нового, без которого жизнь становится скучной и рутинной.

Дальше...


Умберто Эко в своем "Таинственном пламени цари Лоаны" решил пофантазировать на тему того, как человек в зрелом возрасте может получить практически безлимитный доступ к абсолютно новым впечатлениям.
Перед нами история о пожилом человеке по прозвищу Ямбо, который из-за инсульта потерял часть памяти. Потерял он не всю память, а только ту часть, которая отвечает за его личные воспоминания. Он не помнит лиц своих родителей, но помнит финал Ромео и Джульетты, не помнит вкус бифштекса, но зато точно знает, в каком году комиксы печатались только определенной краской.
Герою этого произведения можно даже немножко позавидовать, если бы не одно но. Каждый человек обладает своим собственным личным пространством, в которое он не пускает никого. Это могут быть какие-то приятные юношеские воспоминания о до свадебных любовных похождениях согревающее стариковское сердце или память о каких-либо проделках, но это именно те воспоминания с которыми человек не делится ни с кем и поэтому не может восстановить их самостоятельно. А именно попытками восстановить свою память, и будет заниматься главный герой книги.
Повествование разделено на три части:
1) Герой познает себя. В этой части Эко описывает то как герой получает знания о себе и о мире вокруг себя. В общем, все то новое о чем я писал выше. Он узнает как это - чистить зубы, целовать жену, есть свои любимые блюда. И так как герой книги является взрослым человеком, то большинство процессов наталкивают его на определенные мысли. И вот в этих философствованиях Эко один раз таки перегнул палку углубившись в экскрементальую философию. Приведу цитату:

Поднявшись на ноги, я посмотрел на свой кал. Превосходная улиткоподобная архитектура. Все еще дымится. Борромини. Видимо, пищеварение у меня в полном порядке, учитывая, что беспокоиться начинают только при виде чересчур мягкого или вообще разжиженного стула.
Я впервые видел свой экскремент (городской унитаз этому не способствует — встаешь с него и не глядя жмешь на кнопку). Экскременты — самые личные и сокровенные наши достояния. Прочие аспекты доступны посторонним людям. Публичнее всего, конечно, лицо, глаза и мимика. Но даже и обнаженное тело в некоторых случаях становится объектом демонстрации — на пляже, у врача, у любовницы. Да если хорошо подумать, даже и мысли не сокровенны, мыслями мы делимся с другими людьми, и нередко другие люди угадывают наши мысли по взглядам или гримасам. Есть, конечно, совсем потаенные мысли… скажем, мысль о Сибилле — но и ею я поделился с другом Джанни, да и сама Сибилла, как знать, может, догадалась о чем-то таком, — не оттого ли заторопилась замуж? В общем, что касается мыслей — не всегда и не все мысли скрыты от мира.
А экскременты — это тайна. Только в начале, в ранний и краткий период жизни, нас перепеленывает мать. А впоследствии наши извержения — это самое непубличное. И поскольку нынешнее мое извержение вряд ли существенно отличалось от обычно мной извергаемого, акт дефекации роднил меня со «мною же самим» незапамятных времен, это был первый опыт, непосредственно увязанный с давними пра-опытами и, конечно, с тем ребенком, которым был я и который в давние времена, не сомневаюсь, присаживался по нужде в этом самом винограднике.
Эх, найти б следы моих ребяческих присаживаний, метки территории — и, выстроив по ним условный треугольник, откопать бы клад коровы Кларабеллы.

То есть автор перешел с созерцания каках на мысли о девушке :)
2) Герой пытается восстановить воспоминания, о себе исследуя дом в котором он прожил свое детство. Шаг за шагом он ищет свои "следы" и пытается с помощью них разворушить свою память. И точно так же как Ямбо исследует закоулки своего семейного гнезда, читатель с помощью Умберто исследует закоулки разума Ямбо. И также как и дом Ямбо наполнен различным старьем, ценным лишь его хозяину, так и его разум наполнен обрывками знаний необходимых только ему.
Вообще, та часть памяти, которая осталась у главного героя делает порог вхождения в книгу очень высоким, ведь зачастую его мысли являются цитатами из различных стихов и произведений описанных в примечаниях. И вот этих самых примечаний в книге 413 шт., что делает чтение не очень комфортным, т.к. нужно либо постоянно читать сноски, либо забить на них и читать не вникая во все нюансы.
Данная часть является самой скучной, т.к. в ней автор в большей степени погружает нас в эпоху детства Ямбо. Читатель больше узнает про фашистскую Италию, чем про главного героя и если эти сведения не являются новыми для читателя, то вторая часть может вызвать только зевки.
3) Воспоминания Ямбо. Самая динамичная часть, в которой главный герой полностью погружается в свои воспоминания. Динамичная, интересна, раскрывающая Ямбо в декорациях эпохи описанной ранее. Третья часть без лишних сюрпризов складывает пазл и отправляет читателя размышлять о сущности бытия, детских и юношеских истоков формирования личности и прочих причинно-следственных связях.

Вообще схема повествования продумана очень грамотно. Вначале читателю дают идею и героя повествования, затем вокруг них выстраивают декорации и уже, потом в этих декорациях стремительно разворачивают действие, которое затем схлопывается как вселенная в своей конечной точке.

P.S. Столь низкую оценку данной книге я поставил за экскрементальную философию, затянутость второй части и слишком уж "нафантазированную" третью часть и финал.

Долгая прогулка, июнь.
Команда "Плавленые сырки "Дружба"