Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июня 2015 г. 19:51

81

3

spoiler.jpg

Мост между жизнью и смертью

Это был прекрасный солнечный день 26 ноября 1850 года. В своем восхитительном белом платье, с восхитительной белой розой, приколотой слева, своей восхитительной походкой, по Кенсингтон-Роуд шла мисс Бланш Амори. Лавочники выбегали на улицу, продавцы газет так и застывали с открытым ртом на половине фразы, а один цирюльник, засмотревшись, поранил бритвой своего клиента. Джентльмены предусмотрительно уступали дорогу, едва только увидев ее, а потом обернувшись долго смотрели вслед, и изумленными были их лица. Нет, такого Лондон еще не видел! Девушка с крокодилом на руках – это что-то новое.

Сложно сказать, чего написано больше – книг про потусторонний мир, или книг про перерождение, но того и другого хватает. Так, что решив «осваивать» эти заезженные темы, автор действительно должен сказать что-то новое и оригинальное. Как ни странно, у Клюева это получилось. По-Клюеву, закончив земное существование, человек переливается в собственную тень и попадает в Элизиум. Пройдет время, и тень переродится в новом обличии, потому что: «Не один только раз живем на свете, а жили и будем жить еще». Пока ничего оригинального, согласен. Но это только пока.

«Нужен омнибус №15… Нет, с крокодилом в омнибус могут не пустить… Почему с мопсами можно, а с крокодилом нельзя?.. Тогда надо ландо… Кто бы только объяснил, что этот крокодил у меня делает?»

Все дело в том, что для перерождения тень должна изжить в себе индивидуальность (да исполнятся законы универсума!) – это такой постепенный распад личности, «забвение себя, обобщение до самого высокого уровня», чтобы начать новый витальный цикл с чистого листа. Вы согласитесь на такое? Метафизика и эзотерика и высокая философия, ахх, дух захватывает! В центре повествования «Книги Теней» – история Тени Ученого, которая не захотела «быть-как-все», а наоборот – вопреки всем правилам и уложениям постаралась вступить в контакт с людьми, чтобы сообщить, что «Не один только раз живем на свете, а жили и будем жить еще». Конфликтная ситуация «Один против всех», необычайно плодотворная для развития.

Дальше идет девушка-с-крокодилом, джентльмены продолжают расступаться, назад оборачиваются, удивляются. И тут на пути возник серьезный с виду мужчина – и не расступился, и не посмотрел удивленно, и как-будто бы все так и должно быть, и он ее как раз и ждал (а так оно и было). И сказал серьезный-с-виду-мужчина:
– Разрешите представиться, мисс Бланш. Уильям Мэйкпис Теккерей. Прекрасный солнечный день, не правда ли?

Но красивая и замечательная мысль, что даже в потустороннем мире важно сохранить свою индивидуальность – завернута, завернута, еще пять раз завернута в какой-то несуразный фантик. Уважаемый врач выступает на арене цирка вместе с дрессированными собачками, да еще и кусает за бедро дрессировщицу по имени Полина Виардо. В МГУ защищается диссертация «Лексико-стилистическая избыточность в газетно-журнальной публицистике конца семидесятых – начала восьмидесятых годов». Девушка по имени Эвридика везет в метро ворона или, еще лучше – играет на скрипке в зале суда «Чакону» Баха. Примеры, примеры, примеры. Ну неужели непонятно, что после Булгакова, любая буффонада или фантасмагория в литературе совсем не оригинальны? Да и к чему они в этой книге?

Дальше...

Следом за этим Теккерей рассказывает долгую историю о том, что мисс Бланш Амори – суть персонаж романа «Пенденнис», и вообще, лучше бы ей задуматься, почему в такой прекрасный солнечный день у нее нет тени. А действительно, почему? Впрочем, о чем тут задумываться – откуда у литературных персонажей будет тень, по-моему это и так ясно. Главное, что у Теккерея есть тень.

Впрочем, в конце книги автор сам признается, что ситуация вышла из-под контроля и персонажи перестали ему подчиняться. Ну да, Татьяна Ларина вопреки Пушкину замуж вышла, ага. Так вот, если отбросить из «Книги теней» всю шелуху, то перед нами годная история о благородном порыве (пусть и потусторонней тени), повторяемости и возвратимости, всегда, всегда, всегда. Но шелуха-то есть! И если девушка везет ворона в московском метро, то почему бы не пойти чуть дальше, и не написать историю, как девушка несет крокодила по Лондону, а?

Озадачила она Теккерея своим вопросом. Знает он ответ, откуда у нее крокодил, но не знает как объяснить. Эх, была не была, будь что будет, ведь «не один только раз живем на свете, а жили и будем жить еще»! Почему бы не рассказать, не велик секрет.

Зато в оригинальности стиля автору не откажешь, и чего есть – того не отнимешь. Тавтология, которая де-факто считается стилистической ошибкой, используется настолько умело, что хоть на филфаке эти примеры изучай:

… снова и снова убеждаться в неповторимости и невозвратимости утраченного вами, в неповторимости и невозвратимости никогда, никогда, никогда!..

Давно уже укатили в возке умирать – сначала папа Сеппль, потом Пауль, потом каждый, каждый, каждый…

Красивая, разумеется, мелочь – даже очень красивая, до слез красивая – хорошо, поплачем, хорошо, спасибо.
А сложнонавороченные определения? Ну вот для примера, возьму только с одной страницы, в книге этого добра видимо-невидимо: «явно-не-Воланд», «сам-по-себе-старик», «из-новехонькой-зеландии-такой» (это про диванчик). Такие фишки явно надо брать «на вооружение», очень хороший способ выпендриться создать интересный текст.

– Смотри, – говорит Теккерей, – у меня хоть и есть тень, но я тоже персонаж. А крокодил у тебя потому что diman_nikolaev обчитался «Книги теней», и сейчас рецензию на лайвлиб пишет. Ему почему-то кажется, что ты должна ходить по Лондону именно так. Такая гипербола, такой гротеск, такой сарказм, такая, клин, эклектика и оксюморон в одном флаконе.

И снова о хорошем:) В книге много интересных понятий, навроде «Ускользание-образа-из-памяти-близких» (качество, необходимое тени), «Время – кончилось. Нет больше времени» (сон Эвридики) или поражающее своей глобальностью: «Уже через минуту все может стать иначе». Но особенно «торкает» контактная метаморфоза – это способ, благодаря которому тени могут не просто принимать вполне-себе-материальный-облик, а превращаться в объекты, которые человеку хочется увидеть в данный момент. Сидит мальчик на скамейке и скучает без собаки, по кличке Анатолий – а почему бы тени не превратиться в собаку? Идет мисс Бланш Амори по Лондону с крокодилом, и думает, кто бы ей все объяснил – ну кто объяснит лучше Теккерея?

– Но самое главное, – продолжает Теккерей, – что «уже через минуту все может стать иначе». На моем месте вполне мог быть Пушкин, а на твоем – Татьяна Ларина, только крокодил, остался бы неизменным. Что может быть проще, чем стереть написанную рецензию и начать все заново. И мне кажется, именно так и произойде…

------------------

Это был прекрасный солнечный день 22 ноября 1963 года. В своей восхитительной белой футболке с надписью «Live fast, die slow. Live slow, die fast» по Куинс-бульвару шла Мэрилин Монро.



------
Аллюзии и примечания:

«Мост между жизнью и смертью» – для заголовка выбрана фраза из романа, т.е. (с) Клюев.

«26 ноября 1850 года» – этой датой датировано предисловие к «Пенденнису».

«В ... белом платье» – по-моему понятно, что дальше так и хочется написать «с кровавым подбоем»:) Но все ограничилось «шаркающей кавалерийской восхитительной походкой»:))

«Нет больше времени» – интересно сравнить с апокалипсисом (10, 5-6): «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет»

«Live fast, die slow. Live slow, die fast» – подобную надпись на футболке («Живи быстро, умри медленно. Живи медленно, умри быстро») Милорад Павич приводит в эпиграфе к книге «Другое тело». Да и само определение «Книги теней» как «роман-бумеранг» невольно отсылает к творчеству Павича, богатого на всякие «романы-кроссворды» и тэ дэ. Другое дело, что даже дочитав до конца, я не понял, почему «бумеранг» – вроде никто его никуда не запускал, значит и возвращаться неоткуда, неоткуда, неоткуда – непонятно, непонятно, непонятно.

«22 ноября 1963 года» – «11/22/63», ага.

Традиционные благодарности oranjevaya и Rita389 , думаю, они уже усвоили за что:))

Комментарии


Усвоили. Необычная рецензия.
Девушка с крокодилом, сразу "Роковые яйца" вспомнились почему-то.


так в тексте же аллюзии на булгакова есть (смайл).


У тебя Кинг через многие рецензии ДП проходит. Ради смеха не прослеживал, через все ли?
С такой концепцией есть смысл в декабре на книгу из хотелок, если такая будет, снова Кинга взять.


да сама же понимаешь - что в голове в данный момент вертится,
то и находит рифмы в окружающем мире. евгений онегин
тот же самый. ну хорошо что не колобок, стивен кинг
все же солиднее как-то.


Несомненно.