Больше рецензий

medvezhonok_bobo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июня 2015 г. 12:22

935

4

Альтернатива альтернативе


Неплохое исследование становления хип-хоп культуры, в частности, диджеинга и рэпа. Судя по всему, единственный источник на эту тему, официально переведенный и изданный на русском.
Автор прослеживает корни феномена, буйно расцветшего в бетонных джунглях улиц американских городов, от соула и фанка вплоть до гриотов Западной Африки — особой касты певцов и музыкантов. Рассматриваются типичные аспекты, к примеру, самовосхваление или вербальное опускание конкурента, каждый из которых имеет историческую основу. Путь, который прошла эта музыка, от местечковых домашних вечеринок до превращения в голос и язык нации любопытен. Социальное орудие и политическое оружие, разветвление на развлекательную версию, gangsta-баллады, попытки пробудить самосознание аудитории. Нелепые поползновения невежественных политиков запретить музыку и ее исполнителей, пока последние становились в сознание их детей героями и примерами для подражания. Неизбежный этап коммерциализации, приведший к забавному парадоксу: если раньше "поэты улиц" фантазировали в своем рэпе о том, как они купаются в богатстве, теперь имеющие собственные компании рэпперы писали тексты о тяжелой жизни улиц.

Что касается персоналий, автор наиболее подробно останавливается на творчестве Africa Bambaataa, основателя Zulu Nation, гения диджеинга Grandmaster Flash и The Sugarhill Gang, выпустивших первый коммерчески успешный рэп-сингл. Многие заметные деятели получают порцию внимания на страницах книги, к сожалению, все-таки малую, потому что интереснейших личностей очень много, но кто-то пожалел добавить еще триста с лишком страниц (зато сумел все же втиснуть пару абзацев о wannabes). По этой причине, скажем так, "личностная" составляющая вышла скомканной, кстати наряду с переводом, которому очень бы не помешал полный ремейк, либо, на худой конец, редактор.
Как бы то ни было, хорошо, что для не владеющих английским есть хотя бы такой вариант ознакомиться с основами и вообще понять, из чего складывалась черная уличная культура, дабы не принимать за ее представителей то выродившееся "непонятночто", что подают общедоступные медиа. К слову, для той же цели в конце книги помещены три списка из самых заметных и знаковых для жанра, по мнению автора, синглов и альбомов. To the beat y'all.