Больше рецензий

12 февраля 2010 г. 09:30

106

4

Потянуло тут меня что-то на русскую классику, и не на кого-нибудь, а на Александра Николаевича Радищева и его "Путешествие из Петербурга в Москву". Я, возможно, что и читала его в рамках школьной программы, наверняка из-под палки и по диагонали, потому что любого, как мне кажется, школьника, не особо склонного к чтению, манера Радищева выражать свои мысли непременно оттолкнет. В любом случае, если и читала, то давно все забыла и сейчас вот открыла как в первый раз. Ожидала я, конечно, именно что путешествия, но, как оказалось, это лишь модный жанр и все оно сводится к упоминанию почтовых кляч, ямщика и нескольких почтовых изб, где автор останавливается ненадолго, а часто сводится и попросту к населенному пункту в названии очередной главы. Ну да это неважно, потому что все равно задумка-то крайне удачная и все те мысли, которые посещают автора в дороге лучше и не оформишь, иначе как в путешествие. Мысли-то все о России, и за небольшой, собственно, путь от тогдашней столицы в Москву Радищев успел раскритиковать екатерининскую Россию в пух и прах. И свободы слова-то нет, и цензура злобствует, и крестьянину крепостному живется хуже, чем зверю в клетке, и образование-то от европейского отстает, и стихосложение тоже хромает, и начальство без взятки пальцем не пошевелит, да что там говорить - караул да и только! В общем что ему за это было от Екатерины, вы наверное и сами знаете. Все недостатки крепостного права и екатерининской политики - благодатная почва для школьных сочинений, я же не об этом.
Первые страниц десять я с собой боролась за продолжение чтения. Радищев язык русский заново учил в серьезном возрасте, поэтому местами читать было просто невозможно, так как Александр Николаевич и вовсе скатывался в церковно-славянский. Но опять же - местами! Так что в этом плане я не согласна с Плехановым, что язык Радищева сплошь плохой. Да, просветительские мысли свои обличал он в невозможно архаичный стиль, но затем все сменялось удивительными главами, например, о Валдае и валдайских девках, заманивающих путешественников в бани и всячески их там услаждающих. "Любострастные чудовища", как он их "ласково" называет - ну разве не песня?! А как он заворачивает байку о монахе, переплывающем каждую ночь озеро к своей любовнице на другой берег, и рассказы о деревенских нимфах, и о несчастных рекрутах, и о восставших крестьянах! Видно, что провинциальную жизнь, равно как и городскую, Радищев знал хорошо. Всё, конечно, с необыкновенной сентиментальностью и искренним сочувствием к тяжелой крестьянской доле, поэтому путешествующий барин у меня вызвал большую симпатию. Где-то наивный, где-то рассудительный, и прощаешь ему такие непосредственные признания вроде как: "Извини меня, читатель, в моем заключении, я родился и вырос в столице, и, если кто не кудряв и не напудрен,то я ни во что не чту".
Что там еще? Замечательнейшая по своему смыслу "родительская речь" дворянина в Крестьцах, провожающего сыновей своих на службу. Читать тяжеловато: опять же - язык! но это просто удивительные по содержанию заповеди для родителей, с которыми бы многим из них не мешало ознакомиться, много страниц о вольных типографиях и цензуре (ценсуре), видно, что Радищева-писателя это задевало за живое, совершенно невозможный для чтения "Проект в будущем", написанный от лица приятеля, начавшийся вроде бы либерально, а закончившийся крамольными революционными идеями. (Не зря второй (после Маркса, конечно) советский памятник был именно Радищеву), другие рассказы от лица приятелей Радищева, жалующихся то на начальство, то на законы, почти полная радищевская же ода "Вольность" с анализом и в самом конце довольно скучное Слово о Ломоносове, впрочем автор перед тем, как пуститься критиковать русского просветителя, по стихотворным канонам которого он уже люто прошелся в Твери, честно сообщает, что "если тебе, читая, захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы".
В общем книга вся - то неприкрытая критика, то сатира в адрес российской монархии, но все это с юмором, что особенно радует. Отдаленно напоминающие эти разъезды по провинции я потом встретила у Гоголя, но тут все так искренне и честно написано, что некоторые места даже перечитала. Бесконечно милый дворянин в кудрявом паричке и сюртуке, так замечательно пишущий про Россию. А вот так бы и ходила мимо книжной полки, не обращая внимание на маленький сборничек русских классицистов.
В общем, кто читал - освежите в памяти, кто не читал - рекомендую!