Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 апреля 2015 г. 11:43

196

3.5

Истории, которыми мы живём, – какие они? Когда приходит время «итожить то, что прожил», что именно мы вспоминаем, как рассказываем историю своей жизни, что считаем в ней главным? Какая-никакая история есть у каждого. У кого-то это драма, у кого-то - анекдот, а у кого-то и вовсе – непонятный клубок случаев и происшествий, который удаётся распутать только к концу жизни, после чего вся жизнь оказывается всего лишь фоном для одного события. Иногда это бывает интересно, иногда – не очень.

Жизнь всегда богаче и разнообразнее литературы. Порой обстоятельства закручиваются в такие странные витки и спирали, что сразу и не поймёшь, кто прав, кто виноват, что хорошо, что плохо, что – причина, а что - следствие. Может быть, юному автору «Тонущих» показалось, что он придумал сногсшибательно новую историю, но мне его книга показалось лишь ловко скрученной меланжевой нитью из давно известных тем и сюжетов.

Красная нить – любовь: во все времена читателям, а, вернее даже, читательницам, хочется верить, что есть вечная, бессмертная любовь, что хотя бы где-то в ком-то пылает сильная, всепоглощающая и всепрощающая страсть. Элла – гендерный идеал автора с отчетливыми чертами белокурых архетипических героинь: взбалмошная, экстравагантная, слегка беспомощная, слегка странная, слегка загадочная. Кому в молодости, да и не в молодости не покажется соблазнительным и судьбоносным такой коктейль? Наверное, в реальности такие женщины редки, но тем ярче и притягательней героиня, тем больше хочется узнать её историю.

Черная нить – смерть: о, «там, где любовь, там всегда проливается кровь…»! Она и проливается трижды, если не считать истекающих кровавой тоской и депрессией юных сердец героев.

Желтая – талант, устремленность к своему призванию, исступленность чувств и одновременно – ослепленная любовью юношеская недальновидность, романтическая беспечность, граничащая с безнравственностью и трусливыми самооправданиями. Это - Джеймс с его амбивалентностью и последним жизненным рывком, после которого «в форточку с шумом врывается воздух с моря - оттуда, где нет ничего вообще».

Зеленая нить – подсознательный конфликт сестёр, перерастающий в мстительное соперничество, в котором холодное рацио одной побеждает горячее эмоцио другой. Сара и Элла.

Серая – обман, предательство, расчетливая злая корысть, воплотившаяся в преступлении, на руинах которых, оказывается, возможна вполне благополучная жизнь. Такое не вполне мотивированное «мне отмщение, и аз воздам». Сара.

Голубая – гомосексуализм, эстетский чувственный баттл гомо- и гетеро-, спроецированный на юношескую дружбу и родство творческих душ. А вместе с ними - признание, которое ничего не решает, испытание, которое ничего не доказывает, иудин поцелуй, который уничтожает жизнь. Пустая игра young adult'ов, которая никому, по сути, не нужна, поскольку она есть всего лишь попытка осознать границы власти над другим человеком, а не подлинность и силу собственных чувств. Эрик, Джеймс, Элла.

Фиолетовая – атмосфера довоенной Европы с её весёлым вихрем дружб, путешествий, творчества, соседства старинных замков и новых идей, музыки и страха, смешанного с жаждой жизни. Камилла, Чарли...

Остаётся добавить только бисер, стразы и пайетки: непонимание со стороны родителей, скромный аристократизм, музыку Мендельсона и Бетховена, пугающую каменоломню (нечто вроде чеховского ружья на стене), непослушную прядь золотистых волос, тонкие запястья, длинные пальцы с сигареткой, психоаналитиков, семейную историю (в 19 лет все стереотипы кажутся индивидуальными открытиями) и – как авторскую фишку – не дать в тексте ни одной эротической сцены, аккуратно подменив их романтическими фантазиями о них в расчете на читательские воображение и опыт.

Для полуденного отдыха или долгой дороги книга неплоха, но не более, потому что её текст легко расплетается/распадается на отдельные нити, что позволяет читателю предвосхищать повороты сюжета. Это не делает книгу менее читабельной, но не даёт возможности восхититься её неожиданными смысловыми ходами, замереть в ожидании чего-то непредсказуемого. Она не волнует, её драматизм воспринимается как аккуратно сконструированный автором и воплощает, скорее, его способности как современного литературного дизайнера, чем подлинное искусство рассказчика, тонкими и непривычными ходами ведущего читателя к осознанию важности любви, верности, взаимности и привлекающего его внимание не просто к ярким красочным мазкам, а к… оттенкам, нюансам, импрессионистским цветовым переходам жизни.

Комментарии


Красивая какая рецензия!:)


Спасибо, Вы - уже почти мой фан-клуб! :)) А рецензия - в тон книге.


Спасибо за великолепную рецензию.


И Вам спасибо, что прочитали и оценили! :))