Больше рецензий

Lanafly

Эксперт

Влюблённая в книги

24 апреля 2015 г. 19:25

197

3

- Как ты себя чувствуешь, Джон?
- Я чувствую себя непонятым!
«Крепкий орешек»

Читательский интерес, в большинстве случаев, базируется на трёх китах: автор, обложка и аннотация (рекомендательная, естественно, в справочной разгуляться-то негде). Ну ещё, в качестве дополнения, название тоже имеет привлекательную способность)))
Здесь мне хватило одного морского млекопитающего - аннотации, в которой упомянуто магическое имя: Шекспир.
"Позвольте с вами подружиться!" - шепнула я роману, поудобнее усаживаясь в кресло, и начала налаживать контакт: перелистывать страницы в планшете, всё больше углубляясь в чтение.
Так случилось, что Великий Бард с самого раннего детства звучал в моей семье. Ещё мало что понимая, я просто слушала сонеты, драмы, комедии вместо сказки на ночь или на совместных чтениях вслух)) Не удивительно, что Шекспир, "свёл шалаш" в моём сердце, став для меня очень близким и родным (кстати, наряду с Дарреллом с его зверятами и родственниками).
По счастью, годы учёбы и её специфика только культивировали любовь к литературе, и мои паспорт и зачётка постоянно лежали на кафедре в виде залога, пока я ночами зарывалась в данные мне "на почитать" книги про и об... (применимо к этой теме И. Гилилов "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" - немеркнущий "шекспировский вопрос" и одна из версий ответа на него).

К чему это я веду? К очевидному: к степени своего возмущения книгой Агостини.
Кипю, шипю и пузырюсь)))
И да простят меня те, кому роман понравился, я сейчас попытаюсь рассказать в чём суть моих претензий)
Итак,

Сон в летнюю ночь Спойлер в весенний вечер ИЛИ Как вам это понравится? Как мне это не нравится!

Пожилой итальянский режиссёр, который на взлёте своей карьеры внезапно перестал снимать и отошёл от дел, получает письмо от коллеги по цеху, в котором содержится просьба: рассказать почему после "Гамлета в Лондоне" тот больше не радует мир своими шедеврами.
Ферруччо Тьецци (для удобства просто назовём его Режиссёр) сумбурно отвечает так же по электронке, что есть вещи, которые лучше не ворошить, не упоминать о них, не вспоминать и проч.
Но, поразмыслив, решает устроить себя некое подобие отпущения грехов, в виде исповеди о 1967 годе, когда ему пришла в голову блестящая идея поставить Ромео и Джульетту, взяв на главные роли непременно юных актёров англичан. (Да-да, явная отсылка к Дзеффирелли).

Идёт кастинг Джульетт, потому что "веронский юнец" уже выбран - это милый, самоуверенный и умный юноша Френсис Фремптон (далее, Френни). Но долго мучиться в поисках не суждено: забредя к своей подруге актрисе, примадонне Эвелин (далее, Мама), Режиссер видит её дочь шестнадцати лет - Лавинию, успевшую вырасти в истинную красавицу.
Главная героиня найдена, Маму, ревнующую дочь к искусству, уломали, теперь дело за малым: нужно познакомить молодых людей и отправляться в Италию на съёмки.

Дальше...


Нет смысла говорить, что встреча героев подразумевает любовь с первого взгляда) Режиссёр не только желает, он стремится приблизить шекспировские страсти, притворить их в реальную жизнь. Получается с успехом - ещё бы, молодость бурлит, пряный воздух Италии и её красоты способствуют сближению, кинематографическая площадка залита гениальными строфами...
И пусть с Лавинией дуэнья, приставленная к ней Мамой - не беда, случится и поцелуй (освящённый умилением подсматривающего Режиссера), и гостиничные ночи порознь тоже не препятствие для умеющей находить потайные лазейки любви.

Всё замечательно, всё идёт как надо, и тут нет ни грамма сарказма. Но поскольку параллель у нас проводится с трагедией, априори готовишься к известному финалу. И тогда уже интерес начинает произрастать из стремления посмотреть какую форму примет авторская мысль, его идея, какие точки соприкосновения будут задействованы.

Сгущённые на безоблачном горизонте тучи, не заставляют себя долго ждать.
В Италию приезжает Мама. Она в курсе. Она вне себя. Она не может позволить своей дочери увлечься Френни! Не намерена терпеть любовь молодых людей. Не спрашивайте почему, просто не намерена и точка. Так нужно. Сословие не то))) И Режиссёр, совмещающий в себе черты и брата Лоренцо, и Кормилицы, (а временами просто похожий на женщину, по всей видимости - автора "у меня сжалось сердце, и пришлось прислониться к ограде какой-то могилы"; "Едва не теряя сознания, я принялся считать окна...") не в силах исправить ситуацию.

Потерпеть ребятам нужно 2 года,

Я сказал ему, что, в конце-то концов, у них есть время, они же молоды. Через два года они с Лавинией встретятся вновь, два года пролетят быстро, росток любви окрепнет, незачем торопиться. Если они действительно любят друг друга, сумеют подождать. Настоящая любовь — что маяк среди бури, которая никогда не сокрушает его.

Да, это огромный срок и большая причина для уныния, горечи, боли, слёз... чего угодно, НО! только не смерти!

— Yes[158], — сказал Френни, опуская голову; его слова прозвучали как-то глухо. Они молоды… но смертны.
Я вздрогнул, спросил, что он хочет этим сказать, он поднял голову и посмотрел на меня сверкающими глазами. Ответил, что молодые тоже умирают, он видел яркий тому пример в Сиене, на скачках: жокей упал, и вмиг разрушились все его мечты и планы на будущее, ему было двадцать лет.
Нельзя строить планы на будущее. Не следует этого делать, сегодня ты жив, а завтра превращаешься в прах, твой возраст не имеет значения — зачем же откладывать на завтра сегодняшнюю любовь? Он не видит в этом никакого смысла, и нет даже никакого возмещения этой смерти, умираешь — и точка, и всё утраченное уходит навсегда, похоронено раньше тебя.

?????????? И даже, сделав скидку на максимализм юного возраста, всё равно - ?????????? Особенно в свете того, что случится дальше.

А дальше повествование превращается в откровенный фарс. Лично для меня.
Неотснятой осталась одна-единственная всем известная сцена в склепе, где Джульетта просыпается и видит Ромео, выпившего яд...
Звучит команда: "Мотор", все на своих местах, Мама стоит рядом с Режиссёром, молодые люди обмениваются странными взглядами. Камера ловит Френни, который обнимает Джульетту и, плача, произносит:

Смерть выпила мёд твоего дыханья

Склянка с ядом у губ, глоток, он падает замертво:

Вот так я умираю с поцелуем...

Звучит фонограмма: топот копыт и голоса стражников. Далее тоже строго по сценарию: Лавиния "просыпается", видит Френни, обнимает его, говорит свои положенные реплики, достаёт кинжал и вонзает в себя. И поворачивает лезвие, чтобы наверняка.

Финал:

Прошло нескончаемое мгновение, пока мы поняли, что произошло, вернее, прежде чем захотели понять невероятное. Затем на съёмочной площадке поднялся невообразимый переполох, шум, крики, беготня. Отчаяние, волнение, страх овладели нами, словно накрыли тёмным плащом, затмевая малейший проблеск света.
... Я никак не реагирую, я ничего не чувствую, у меня только одна мысль: выньте кинжал у неё из груди, мне больно, у меня ржавчина в крови. Выньте этот кинжал, пожалуйста.

Продолжать играть во время собственной смерти - не вызывая вопросов, строго по репликам, по отрепетированным заранее с режиссёром жестам, движениям, мимике? Правда, так можно?.. Мда... Как ребята отлично вжились в роли...

В эпилоге (ещё не окончательный финал, потерпите), оставшийся в живых (!) Френни, приходит на похороны вместе с родителями, он сломлен горем, и прерывает своё молчание только, чтобы сказать Режиссёру:

— Мне жаль, — сказал он, так пристально глядя на меня, что ему стало больно, достал из кармана листок, поцеловал его и положил на свежую землю — и, уходя вслед за родителями, бледный призрак утраченной юности, не обернулся.

И ещё цитата напоследок, которая оказалась для меня контрольным выстрелом)

И я понял, я отлично понял, очень хорошо понял, что он хотел сказать мне. Ему жаль, что он устроил мне такую неприятность, ему жаль, что все мы опечалены, но еще больше ему жаль, что он не умер вместе с нею, как они условились, что нарушил план.

Что??? НЕПРИЯТНОСТЬ?????????? Даже не смешно.

А теперь давайте разбираться))) Вам не кажется, что здесь идёт явная подмена понятий? Что смещены границы разумного? Что автор, написавшая этот ... фанф на "Ромео и Джульетту", слишком слабо аргументировала свою задумку:

В этой книге реальная дата событий — 1967 год — была несколько изменена в силу законов беллетристики. Ничто из истории, которую рассказал Ферруччо, не происходило на самом деле и никто из персонажей не имеет конкретных прототипов в прошлом или настоящем. Жизнь — это сновидение, а литература двойное сновидение.
И всякая история порождает историю. От образа к образу.
Благодарю Франко Дзеффирелли за то, что он снял незабываемый фильм «Ромео и Джульетта», который и разбудил моё воображение.

Что послужило поводом для возвращения Ромео в Верону, наперекор предписанию князя Эскала? Весть о смерти любимой. Это же и толкает его на самоубийство. Да и жизненная почва несколько иная, тем более с поправкой на средневековые нравы.
Да о чём я вообще, разница между проблемами героев Агостини и Шекспира очевидна! И лично мне показалось, что автор не то, чтобы обесцветила великую трагедию... Просто подняла на её уровень двоих суицидально настроенных подростков. А в этом немалая доля опасности. Причём, подаётся текст что называется "на голубом глазу".

Кстати, о тексте. Он буквально засорен фразами на английском, которые время от времени(!) произносят герои англичане и заполнен неоднородными цитатами из трагедии, что, увы, не добавляет восторга: качество перевода оставляет желать лучшего. Здесь и Щепкина-Куперник проскальзывает, и корявость тоже налицо.

Мне было стыдно за попытку автора взять и раскрыть подобную тему. И очень неприятно от того, что в качестве сюжетной основы для этой литературной инсинуации выбран мною трепетно любимый гений.

Комментарии


Надо же, а название такое заманчивое(ну для меня) =)


Да уж)) Глупый протест против несправедливости взрослых подведён под пример шекспировских влюблённых, только в наше время. Ещё осталось намекнуть, что драматург тоже виноват: подал идею) Я не почувствовала там размышлений на тему... Подача очень важна, а она как-то впрямую))


шекспировских влюблённых, только в наше время.

Просто излюбленная тема все времен и народов))


спекулятивная)))


Оххохо))) Пошла удалять, не хочу я это читать. Спасибо, Лан, за отзыв и разбор полетов))))


Ну может, осерчала я и не в меру)))) всегда в этом деле боюсь перегнуть палку))
Но захотелось поделиться мыслями с друзьями - честно и как чувствую))


Я тебе верю) Чувствую, что не буду в восторге)))


я тебе тоже верю))) давай и дальше улучшать наши 90% )))


Я За обеими руками))))


Обычно негативные рецензии настраивают меня на боевой лад. Мол, вам не понравилось? А вдруг вы не правы! И давай читать))) После твоей рецензии проверять не хочется, очень грамотные претензии к произведению, которое явно попахивает бредом сивой кобылы))


Настюш, спасибо)) я старалась не быть голословной и проиллюстрировать


У тебя это здорово получилось)


Мне эта книга попала совсем случайно, я восхищена, насколько тонко и потрясающе волнуеще она написана, может кто-то хотел ахи -вздохи, но это книга о настоящих чувствах, который кто-либо испытал сам, мне понравилось все !!!!