Больше рецензий

10 апреля 2015 г. 09:54

46

5

Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать.

Франц Кафка.
Наверное, только после "Лолиты" я поняла эту цитату. Все то, что я читала доныне, не столько потрясало меня, сколько взметывало хоровод знакомых переживаний в душе. "Лолита" - это не просто мир любви, страдания, раскаяния, страстей и боли. Это мир, вывернутый наизнанку.
С самого начала книга сцепляется с читателем, и вот это уже мой грех, моя тоска, мои терзания. И я качусь с героями под откос их стремительной жизни.
Сам язык: гениально. Все мельчайшие оттенки переживаний, все те мелочи, которые мы видим краем глаза, но которые в книгах обычно не отмечаются... Набоков нашел для этого слова. Где-то тягучие и упругие, где-то резкие, пронзающие. Эта книга - история целой жизни, и в ней есть все, что есть в жизни. И в то же время автор не выпячивает ту порочность и извращенность, которая составляет часть этой жизни. Эти явления прочно вплетены в повествование, но оно не кичится ими и не пытается придать им больше трагизма, чем в них есть. Это настоящее мастерство.
Я прочла книгу за два дня, к тому же, она небольшая. Набоков сочетает в себе качества писателей зарубежных и русских в идеальной пропорции, которая достигается природой "once in a blue moon". В "Лолите" есть красота и драма зарубежного толка: чарующая, пронзительная, родившаяся где-то между одноэтажными домиками, озерными курортами и французскими университетами. А есть и русская: мучительная, самобичующая. "Лолита" вся соткана из противоречий, которые так ладно сошлись в одно целое, как не бывает в книгах, только в жизни.
И пусть Гумберт Гумберт - извращенец, а Лолита - капризная девочка, по внешним и внутренним причинам не сумевшая разбудить в себе душу. Ни у него, ни у нее не было шансов что-то изменить. У него - в силу природы, у нее - в силу обстоятельств. Все пошло бы иначе, только если бы они не встретились. У Гумберта не хватило бы смелости реализовать свои желания, она стала бы обычной женщиной...Но они встретились, и пороки каждого были идеальной почвой для пороков другого.
Да и Гумберт прекрасно понимает все, что сделал. Он любил, но он расшатал ее устои и сломал ее характер еще до того, как что-то из этого сформировалось. Он любил нимфетку, вырванный из здоровой почвы цветок, который неизбежно должен был увянуть, когда из него выжмут все соки. А Лолита... включилась в игру, потому что не знала, что можно по-другому. А потом по-другому уже не умела. Она была избалованным, истеричным, но все же ребенком. И старалась урвать немного нормального детства, но уже прочно увязла в сумраке своей судьбы, с сорокалетним мужчиной в сотне мотельных кроватей...В конечном итоге она кажется более отталкивающей, чем Гумберт.
Можно долго петь дифирамбы Набокову, но мне ясно одно - это шедевр. Это странный, сладкий яд, который смешивается с кровью, и история непохожей, истерзанной, аморальной любви кажется самым прекрасным, что я когда-либо читала. Это не запись обычной жизни, испачканная грязью и похотью. Это изнанка жизни. Кто бы заметил, если бы вещество и антивещество поменялись местами? Для героев так и было.