Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2015 г. 20:27

293

3

Странная книга.
Сюжет: все строится на каких-то чисто литературоведческих-филологических заморочках... которые специалисту в соответствующих областях будут более понятны. :) Ну там, нарратив, контекст, дискурс, все такое. Внутренняя реальность текста и реальность вообще. Литературные персонажи и их влияние на реальную жизнь. Вопросы интересные. И саму идею изложить дискуссионные литературоведческие вопросы в игровой, художественной, остросюжетной форме нужно только приветствовать.)) Тем более, в этом плане у автора все вышло так здорово. Захватывающе.
А на приземленном уровне, для чайников, сюжет где-то выглядит так: некая дева-переводчик-литературовед-любитель приезжает в Альпы для участия в литературоведческом конгрессе. Или конференции? Семинаре? Вечно я путаю эти моменты. В общем, не суть важно. Главное, что здесь с ней стразу начинают происходить всякие странные вещи - то кто-то подбросит старинную книгу, которая по всем законам реальности не должна существовать, то с ней знакомятся какие-то лица, которые вроде как в реальности не значатся... Дева, конечно, не остается в стороне, потому что она живет в стиле "я вся такая внезапная", и активно занимается расследованием и выяснением всех обстоятельств, смело прибегая даже к таким экстремальным способам, как незаконное проникновение в чужой номер и лазание по нехоженым горным склонам и балконам отеля. Расследование приводит к ошеломляющим результатам...
Тут вклинивается еще один слой - дева является страстным фанатом Шерлока Холмса! и капитана Немо, но Холмса больше. Естественно, она знает весь канон чуть ли не наизусть. Она с лету вспоминает мельчайшие детали сюжета и используемые в тексте фразы и словосочетания... на трех что ли языках, включая переводы. Особенности тут в том, что дева не ограничилась такими банальностями, а пошла еще дальше - она мечтает встретиться с Холмсом и родить от него ребенка. Этот ребенок ей даже видится в видениях. Она уверена, что Холмс подает ей знаки... с той стороны реальности? с обратной стороны текста? Иногда она видит его мельком в натуре. Он даже передал ей кольцо! (обручальное?) И вот когда с ней в отеле начинаются такие необычные происшествия, она видит в этом знак судьбы. Да еще и происшествия связаны с Холмсом...
В общем, нахально наплевав на спойлеры, можно смело сказать - в итоге дева узнает, что есть возможность проникнуть куда-то там. Внутрь произведения, или в ту реальность, где существуют все литературные произведения. На нее вышли оттуда. Дева обратила там на себя внимание. С ней связались и сделали предложение, от которого невозможно отказаться. Дева и не отказывается. Она наоборот рвется туда изо всех сил. Очень хочется встретиться наконец с Шерлоком Холмсом вживую. Он ее ждет. Она это чувствует. Но есть нюанс. По большому счету, это не экскурсия для туристов, в смысле, это путешествие в один конец. То есть, возвращение как бы не предусматривается. Но дева существует не одна! У нее есть ребенок, а она как бы мать-одиночка. Тут растерялся даже Шерлок Холмс. (( Не говоря уж о капитане Немо. Поэтому весь проект быстро переигрывают и предлагают деве версию-лайт. То есть, она по-прежнему может взаимодействовать с этим миром литературной реальности, но не так кардинально, без слишком глубоко погружения, так, чтобы можно было вернуться. Но и взаимодействие выйдет гораздо более ограниченным - ну, она может выполнять "бумажную работу"... писать что-то, я не поняла, заполнять лакуны, что-то в этом роде. Дева возмущена и гордо отказывается.
И вот тут для меня и проявляется главная странность книги. Первым делом, конечно, поражает такая э... какая-то полная перпендикулярность... Ну как же так - маленький мальчик, который ждет маму. Которая живет богатой внутренней жизнью. То она на конгрессе, то еще где. А сейчас она вообще готова устремиться навечно в другой мир... При этом заявляется, что сына она любит! Но как же так?? ((( Она ни на минуту не задумывается, как этот ребенок останется один, как он будет, что он будет... Она поехала на конгресс, обещала сыну (девять лет) позвонить по прибытии. Само собой, она об этом забыла. Ребенок сам звонит через несколько дней, просто поговорить. Собственно, этот звонок и стал решающим во всей интриге, потому что представитель "литературной реальности" поразился, что у девы, оказывается, есть сын. До этого они об этом не подозревали. Естественно, кто бы мог заподозрить! Они все переигрывают, для них этот вариант неприемлем. А дева возмущается! Она предъявляет претензии, что ее обманули, что ей обещали и не дали, что это жестоко и предательски. Хотя ей прямым текстом объяснили. И я не знаю, как это все воспринимает автор. Правда, повествование идет от первого лица, а автор кокетливо принимает псевдоним по имени девы, или дает своей героине свое имя (хотя я и сомневаюсь, что автора действительно так зовут). Так что ли можно считать, что автор солидарен со своей героиней? ((( Но тогда это вообще непонятно - если сам автор пишет то-то и то-то, а потом активно это не понимает - что ли он пишет настолько непроизвольно, сам не зная, что именно пишет? Или он действительно не понимает эти доводы от "литературных героев", что нельзя оставлять без матери маленького ребенка - для него это несущественно? Я буквально в растерянности. (((
Я вообще нахожусь в офигении от всего этого. Для меня это какая-то настолько искаженная система координат, что духовно чуткая дева представляется каким-то моральным уродом. Вот взять еще пример с этим ребенком. Она его завела от какого-то малознакомого встречного скульптора. Они просто какое-то время "были вместе", а потом расстались. Никаких ссор не было, ничего, дева просто поняла, что это не тот вариант, ей нужен Шерлок Холмс. Самому скульптору она об этом не сказала, также не сообщила, что родила от него ребенка. Хотя он до сих пор к ней хорошо относится и присылает какие-то открытки и подарки. Как к хорошей знакомой, с которой хорошо как-то провели время. Ну, ладно, допустим. Дева решила, что ребенок это ее личное дело, и этот скульптор вообще тут значения не имеет. Но сейчас она же этого ребенка всерьез собирается бросить, отправившись на поиски Шерлока Холмса! Ну, я не знаю... Ребенок это что ли плюшевая игрушка? Или этот скульптор - плюшевая игрушка? Он не имеет права знать, что у него есть сын? Мне действительно непонятно.
Черт, она даже еще когда отправляется, думая, что вот сейчас она перейдет в эту другую реальность - она даже не делает попыток хоть известить мать свою, сына, что она, куда она, что она может вообще больше не вернуться. У нее даже мыслей об этом не возникает! (((
Или вот случай с коллегой и хорошим другом. Дева его привлекла к своему расследованию. Они вместе обсуждают странные происшествия, строят версии, коллега ей в чем-то помогает... Ему тоже какие-то странности перепадают. И вот дева получает окончательные инструкции - куда явиться, что делать, чтобы попасть в другой мир. Коллега тоже страшно заинтересован и ожидает, что они отправятся вместе. И тут дева - что? Она заявляет - нет-нет, это же только для меня! Я одна пойду! Ну вот это как, это чего? (( Этот коллега тоже увлеченный типа исследователь, всю жизнь на это потратил. Сейчас он видит, что есть возможность куда-то продвинуться, узнать что-то совершенно невероятное... И она ему заявляет - но это же мое! Мои игрушки, не трогай. Она даже не ссылается на то, что у коллеги семья и т.д. А чего ей ссылаться, она про свою-то семью не думает, чего вдруг про чужую. Нет, просто она так чувствует. То есть, ее мечта должна осуществиться любой ценой, а на чужую мечту ей наплевать? Но извините, она же не постеснялась использовать своего коллегу, когда ей нужна была помощь в деле, поддержка и т.д. Даже мыслей у нее не возникло, удобно ли вовлекать более-менее постороннего человека в авантюры, отвлекать его от своих дел и забот. Странно, непонятно.
Или вот уже чисто авторское, какой-то заявленный принцип - читатель книги гораздо важнее, чем ее автор! На этом, собственно, и строится весь текст. Ну, здрасьте вам, мда. То есть, написать книгу - это же, как я понимаю, громадный труд. Да еще если книга стала живой, настоящей, если ее герой стали живыми для миллионов людей - как упомянутые здесь Шерлок Холмс и капитан Немо. Но по автору получается, что Конан Дойл или Жюль Верн тут не при чем! Читатели куда как более важны. Вот дева - читатель, она вычитала в произведении Конан Дойла, что Шерлок Холмс ее ожидает. Для рождения ребенка, видимо.
Звездный финиш какой-то.