Больше рецензий

8 апреля 2015 г. 07:46

341

4

Художественная литература - атеистический мир : вы тот бог, который создает его, и в нем не должно быть никаких всезнающих личностей.
-
Айн Рэнд

-
Я могу начать комментирование книги с вольного пересказа строчек Википедии, где упоминается, что роман Атлант расправил плечи, по опросу произведенному в 1991 году для библиотеки Конгресса, был признан второй после Библии книгой которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов и становление взглядов в послевоенной Америки. Продолжить свою рецензию стоит напоминанием, что автор является основательницей философского течения рационального индивидуализма противостоящему коллективизму, долгое время стоящего у нас во главе всего. А закончить следует словами, что несмотря на огромную популярность творчества в студенческой среде США, на постсоветском пространстве А.Рэнд, увы но остается малоизвестной писательницей и философом, загадочной молчаливой девушкой на черно-белых фотографиях минувшей эпохи.
Ну а потом приступить к непосредственному рецензированию книги... но мы пойдем другим путем.
Прежде чем начинать делится впечатлениями или давать оценку Искусству беллетристики... стоит упомянуть как вообще на моем читательском горизонте появилась Айн Рэнд (она же Алиса Розенбаум).
В выборе автора и его книги важным, по крайне мере для меня, оказалась попытка разобраться в истории творческого успеха вообще, создании удачного продукта, когда и главное как возникает сама идея, искра которая в последствие оформляется в законченное произведение. Зачастую авторы сами не понимают как они пишут, хотят во всем разобраться, подобные книги есть попытка самоанализа и пишутся для таких как я. Ну а я преступая к чтению становлюсь патологоанатомом успеха, если хотите могу дать другое образное сравнение, я - охотник за мыслью или ловец большой рыбы. -

Я есть. Я думаю. Я хочу. Мои руки. Моя душа. Мое небо. Мой лес. Это моя земля. Разве можно сказать больше? Это мои самые важные слова. Это ответ. Я стою здесь, на вершине горы. Я поднимаю свои руки, развожу их в стороны. Это мое тело и моя душа. Наконец я понял. Мы хотели осмыслить все это. Я и есть этот смысл. Мы хотели найти оправдание своему существованию. Но оправдание - я сам. Мне не нужно ни оправдание, ни одобрение. Мои глаза все видят, и они дарят миру красоту. Мои уши слышат, и в них звучит музыка. Мой мозг думает, и только он будет тем лучом, который освятит правду. Моя воля, выбирает и ее выбор мне указ, единственное, что уважаю.

- Окунаясь в тексты лекций сразу бросается в глаза болезненная возвышенность и одухотворенность автора, почти нет попыток хоть как-то приблизить, приземлить воздушный мир героев к обыденной повседневности, реальному бытию, нет прямых призывов писать лишь идеалистические произведения но и в драме не видно реалистичных персонажей, грязных в поступках и мыслях. А.Рэнд открыто признает себя романтиком, в хорошем смысле слова, не выхолощенным глупостью, ребячеством и идиотизмом, верит в лучшее в людях и природе вещей. Не боится и чаще всего сравнивает себя с Виктором Гюго (очевидно для нее он эталон романтического писателя)и реже с Томасом Вульфом, противопоставляет Льюису Синклеру. Почти полностью отсутствует характерный для писателей, в рассказах о собственном творчестве, юмор и самоирония (для меня это очень настораживающий признак).
Приводит массу примеров с цитированием различных текстов и тщательным разбором структуры предложения. Более очевидна страсть автора к хорошему стилю и незаметное морализаторство (что интересно в главе посвященной описанию сцен любви и секса у самых различных писателей, тот отрывок который мне показался единственно приемлемым А.Рэнд считает образцом бульварного чтива).
Напоследок стоит посоветовать после прочтения просмотреть С.Кинга Как писать книги и сравнить авторов, даже если писательство так и останется для вас загадкой, то удовольствие от последний книги будет точно большее. Ну а Искусство беллетристики явно дано постичь не всем. Книга не для массового читателя.