Больше рецензий

31 марта 2015 г. 21:40

305

4

Медленный сюрреализм в сборнике Мураками

Не знаю, только ли у меня родилось такое ощущение во время чтения, но почему-то книги Харуки Мураками действуют на меня успокаивающе. Нет резкого движения жизни в его рассказах, нет быстрого развития сюжета. Есть только небольшие заметки о моментах.
Моменты судьбы, плавно переходящие один в другой, как будто настраивают читателя на восприятие собстенного течения времени, собственных моментов, как на нечто данное, необходимое для каждого. Детальное описание окружающей героя обстановки, урбанистические зарисовки, таящие в себе некоторый символизм для самого автора, хороши для читателя, особенно того, кто живёт в мегаполисе.
Рассказ "Медленной шлюпкой в Китай", название которого вынесено заглавие, содержит поток сознания героя, который обращается к глубинам своей памяти, чтобы вспомнить то, что давно было забыто. Рассказ о случайных обстоятельствах, окружающих человека, случайных людях, с которыми он встречается, - всё и все оставляют в памяти свои следы, отпечатки, которые могут всплыть, если только задуматься. Случайные встречи, разговоры, удачные и неудачные поступки делают человека, создают его. Каждый шаг формирует будущее.
"История бедной тётушки" - это история каждого. Мы много внимания обращаем на внешнюю сторону своего Я, но редко смотрим внутрь. Вид "бедной тётушки", в которой каждый видит свои мысли, поступки, страхи, пугает и удивляет каждого персонажа, которого встречает носитель "бедной тётушки". На время "бедная тётушка" стала центром разговоров, но это, к сожалению, длилось недолго. Люди быстро забыли о том, что их на самом деле волнует, довольно быстро. Так и забылась "бедная тётушка", которая живёт в каждом из нас.
Рассказ "Трагедия на шахте в Нью-Йорке" раскрывает тему жизни и смерти. Повествование о знакомом главного героя, который любит в тайфун, когда все готовятся переждать его, ходить в зоопарк. Ещё у него есть чёрный костюм для свадеб и похорон. За ним-то и пришёл главный герой. Вокруг него многие умирают, за последний год он уже несколько раз хоронил знакомых. А вот у владельца костюма в этом плане всё устаканилось: нет смертей, нет и повода надевать костюм.
Не буду растекаться мыслию по древу, говоря об остальных рассказах сборника. Скажу только, что заканчивается книга рассказом "Грин-стрит в Сиднее", где главный герой встречается с таким персонажем, как Человек-овца, поверье о котором уходит корнями в древние китайские легенды.

Дорогие читатели! Если вы хотите отдохнуть от суматошной жизни, остановиться на некоторое мгновенье, прислушаться, принюхаться, присмотреться к коротким, кажущимся незначительными моментам советую почитать произведения Харуки Мураками. Тонкая грань между реальностью и воображением, рациональностью и иррациональностью, жизнью и смертью сотрётся на ваших глазах. Стена рухнет, обратится в прах и приведёт к успокоению и гармонии.