Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

27 марта 2015 г. 16:49

880

4.5

Первое определение для этой книги пришедшее ко мне на ум в процессе чтения - «Игра Престолов на японский лад». Тут есть интриги власть имущих и желающих ими стать, тут есть нотки мистики и фэнтези, но ровно в таких пропорциях, чтобы её вмешательство не слишком изменяло ход сюжета. Ну, то есть, то, что произошло по воле того или иного духа или призрака, вполне можно было бы списать на действия обычного человека. Об этом даже один из призраков сообщает. Мол - он не может влиять напрямую и подавлять волю человека. Он лишь усиливает его желания и побуждения.

Ну и наконец, в третьих - многие полюбившиеся герои в этой книге имеют привычку умирать через пару десятков страниц после знакомства с ними. А как иначе? Это знаете суровая реальность, по которой и была собственно написана книга. Она умудрилась практически полностью охватить жизнь одного человека - главы клана Тайра. Его восхождение от «обычного» сына главы провинциального клана, которым не слишком были рады при дворце, до де-факто первого человека в государстве. В процессе этого восхождения он вытащил свой клан в лидеры, посадил своего внука на трон Империи, поссорился с богами, устроил неплохую встряску всему государству и тем самым увековечил свое имя в веках (вот читаем же мы книгу о нем). О цене, которую ему пришлось за это заплатить, нам и предстоит узнать.

Как я уже сказал, взяв за основу реальные события и перипетии у кормила власти феодальной Японии, писательница добавила немного мистики и этнической мифологии для остроты. После этого показывая все эти события с разных точек зрения, она расширила горизонты повествования. И как результат получился отличный эпический роман, который должен прийтись по вкусу всем любителям «реалистичной» фэнтези. Тем более с налетом экзотического востока - поверья, мифические существа, взаимоотношения феодалов и кодекс чести.

Еще, из реалистичного первоисточника «выплывает» такой интересный кит, как персонажи. Они тут исключительно хороши. Нет среди всех этих живых героев исключительно положительных и кардинально негативных. Тут есть люди, которые… двойственные, скажем так. Можно восхищаться целеустремленностью Тайра Киёмори и при этом ненавидеть его за упертость и неприятие чужих точек зрения. Его жена вызывает уважение своим участием и любовью к мужу, но при этом сцена, когда она требует убийства детей поверженного соперника, показывает её совсем с другой стороны. У каждого из героев есть свои достоинства и недостатки. И все их поступки продиктованы совокупностью их личных черт характера и сложившихся обстоятельств. Не самый выдающийся родственник, может затаить обиду и ради завоевания уважения в своей семье устроить что-то исключительно зловредное. Он плохой человек? Да нет, просто хочет признания и любви.

Не обошлось и без недостатков. То, что Мартин описывает в нескольких томах с продолжениями тут «упихано» в одну книгу, пусть и достаточно увесистую. Большое количество сюжетных линий, события описываются с разных точек зрения. Более полувека истории. И все это в форме достаточно компактной для этого изложения. Понятно, что бесследно это пройти не могло и отсюда основная проблема - скомканность. События подаются нам в виде таких небольших обрывистых ниточек сюжета, между которыми обычно проходят месяцы, а то и годы. Понятно, что в промежутках может ничего интересного и не происходило, но читать такие обрывки и недоумевать - куда это время делось, или узнавать о судьбах героев из кратких реплик автора - не слишком вдохновляюще.

Кому то может показаться недостатком и не слишком проработанные и «зрелищные» описания сражений. Их тут вполне хватает, но вот не вдохновляют они, не поражают масштабом. Потенциально эпические сцены, типа сожжения города, или урагана, показаны как-то вяло, практически документально. Попытка взять город с нескольких сторон оставляет ощущение «как пара конников в дозор ходили». Все мастерство автора уходит на описание отношений между персонажами, интригами и борьбой за власть.

Так что, если нет боязни перед «обрывистой» манерой изложения и непонятными Японскими реалиями (никаких «в районе полуночи», только «в час Крысы»), и вы любите историческо-реалистичные фэнтези, тогда обязательно прочтите эту книгу. То же самое касается всех тех, кто любит Японию и их историю.