Больше рецензий

bezdelnik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2015 г. 13:30

3K

4

Андрей Тарковский - выдающийся мировой режиссер. Не буду приписывать ему эпитет "гениальный", потому что не мне судить в той области искусства, в которой я ровным счетом ничего не понимаю, да и само это слово настолько затаскано в отношении самых разных знаменитых людей, что ему просто перестаешь верить. Но одно, несомненно - Андрей Тарковский истинный художник, преданный своему делу без остатка. Его книга, "Запечатленное время", на которую мне посчастливилось наткнуться, полностью в этом убедила.

Какое же это сокровище - мысли и переживания автора, выраженные не в привычной для него ипостаси кинотворца, а перенесенные аккуратно на бумагу для того, чтобы прямо высказать свою позицию по вопросам искусства, творчества, современной жизни человечества. Если каждый фильм можно трактовать как угодно и выстраивать бесчисленное количество концепций, объясняющих его, то ясно выраженные мысли в книге уже практически не оставляют места для двусмысленного толкования.

Сам Тарковский определяет цель своей книги так:

Мне бы очень хотелось, чтобы читатели ее, убежденные мною, пусть даже не целиком, а только частично, стали моими единомышленниками, хотя бы в благодарность за то, что у меня от них нет никаких тайн.

И это правда, автор очень искренен и уважителен к своему читателю. Больше всего поражает его анализ собственных творений, где не чувствуется ни снобизма, ни самодовольства, но лишь естественная и скромная простота сквозит в строках, а порой дело доходит даже до самокритики и признания в неудачах, как например, с дебютным фильмом "Иваново детство", одну сцену из которого Тарковский желал бы впоследствии снять полностью по-другому. А на одной из страниц автор устраивает своеобразный мастер-класс по экранизации... стихотворения своего отца, Арсения Тарковского, доверчиво предлагая читателю понаблюдать за творческим процессом создания кинокадра.

Это безумно интересная книга, которая не только о кинематографе, его развитии и уходе в неприятное для творца русло массовой культуры и коммерциализации, но это и взгляды на жизнь режиссера, это, по сути, изложенная философская концепция о предназначении человека вообще и художника в частности.

Жизнь — всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Суть авторской работы в кино Тарковский определяет так:

Условно ее можно определить как ваяние из времени. Подобно тому, как скульптор берет глыбу мрамора и, внутренне чувствуя черты своей будущей вещи, убирает все лишнее, кинематографист из «глыбы времени», охватывающей огромную и нерасчлененную совокупность жизненных фактов, отсекает и отбрасывает все ненужное, оставляя лишь то, что должно стать элементом будущего фильма, то, что должно будет выясниться в качестве слагаемых кинематографического образа.

А смысл кинематографа как искусства видится автору в следующем:

Сопоставить человека с бесконечной средой, сличить его с несчетным количеством людей, мимо него и вдали от него проходящих, соотнести человека со всем миром — вот смысл кинематографа!


Важным убеждением Тарковскго является его представление о том, что главное предназначение кинотворчества - воссоздание внутреннего мира человека. И как в литературе не избежать порой проявления личности автора, так и в кино такого проявления не то чтобы не стоит бояться, но наоборот - кино именно должно быть авторским, где режиссер привносит свой жизненный опыт для создания достоверности картины, для приближения к жизненной правде. Одна из самых необычных картин Тарковского - "Зеркало", является как раз отражением души самого автора, его переживаний, взаимоотношений с близкими.

Под конец жизни Тарковский был не рад тем тенденциям в обществе, которые сейчас проявляются еще отчетливее, его пугал тот путь, по которому шагает вся Западная цивилизация с ее культом потребления, выпячиванием напоказ каждой отдельной личности, утверждением ее самоценности и отказом от необходимости считаться с общественными интересами, с жизнью только ради себя самого и "урыванием" куска у своего ближнего, не готовность на жертву, отсутствие любви. Но Тарковский всегда верил в Человека и в его устремленность к Добру и Истине.

Дело все в том, что мы живем в воображаемом мире, мы сами творим его. И потому сами же зависим от его недостатков, но могли бы зависеть и от его достоинств.

Комментарии


Мне никогда не нравился Тарковский. Из приведённых цитат я понял почему: Он всё время пытается банальность своих идей спрятать за усложнённостью формы и невнятностью сюжета.


Не спешите с выводами. Тарковский вообще не стремился высказывать какие-то идеи. Он был против идеологичности кино, против явного формулирования каких-то смыслов. Это как в жизни - окружающая нас действительность не дает никаких явных ответов. Так и Тарковский старался представить только свое видение мира - внешнего и своего внутреннего, как можно полнее, всеохватывающе. И сам удивлялся, почему его фильмы считают труднопонимаемыми, почему находят зашифрованные смыслы там, где их нет. Например по поводу "Сталкера" он так высказался:

Меня часто спрашивали, что такое «зона», что она собою символизирует, и высказывались немыслимые догадки. Я прихожу в состояние бешенства и отчаяния, слыша такие вопросы. «Зона», как и всё в моих фильмах, ничего собою не символизирует: «зона» это «зона», «зона» это жизнь, пройдя через которую, человек либо ломается, либо выстаивает. Выстоит ли человек, зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различить главное и преходящее.

И еще интересное высказывание о мизансценах, которые обычно призваны нести какой-нибудь смысл.

В кино мизансцена, как известно, означает форму размещения и движения выбранных объектов по отношению к плоскости кадра. Чему мизансцена служит? На этот вопрос вам в девяти из десяти случаев ответят: она служит для того, чтобы выразить смысл происходящего. И все. Но ограничивать только этим назначение мизансцены нельзя, потому что это значит становиться на путь, который ведет в одну сторону — в сторону абстракций. Де Сантис в финальной сцене своей картины «Дайте мужа Анне Дзаккео» поместил, как все помнят, героя и героиню по обе стороны металлической решетки забора. Эта решетка так прямо и говорит: эта пара разбита, счастья не будет, контакт невозможен. Получается, что конкретная, индивидуальная неповторимость события приобретает банальнейший смысл из-за того, что ему придана тривиальная насильственная форма. Зритель сразу же ударяется в «потолок» так называемой мысли режиссера. Но беда в том, что многим зрителям такие удары приятны, от них становится спокойно: событие «переживательное», да и к тому же мысль ясна и не надо напрягать свой мозг, свой глаз, не надо вглядываться в конкретность происходящего. И зритель начинает разлагаться, если ему давать такую пищу. А ведь подобные решетки, заборы, загородки повторялись множество раз во многих фильмах, везде означая то же самое.