Больше рецензий

4 марта 2015 г. 23:13

203

3.5

Сэр Том Стоппард (да-да, начнем с того, что он - "Сэр") - ироничный и элегантный интеллектуал с сединой в волосах и обязательным бесом, смею полагать, не только в ребре.
Так и представляю, как от ужаса потеющие театральные режиссеры в спешке меняют декорации, актеров, друг друга, а он сидит в зале и с убийственной улыбкой отмечает, что это "not my tempo", как в том самом фильме-кто-смотрел-тот-поймет.
А еще, будучи евреем, он англичанин до мозга костей.
Уже приблизительно складывается мозаика настроения его пьес, не так ли?

Индийская тушь.
Каждый любитель путешествий, кроме неопределенного "все и побыстрее", имеет тем не менее в грезах некое место, куда устремляются мечты. Для меня это Индия. Пусть это изматывавшая жара, малярия, не кристальной чистоты Ганг и душераздирающие контрасты. Всё равно это страна манит меня.
Даже если вы об этом раньше нее задумывались, эта пьеса докажет вам необходимость Индии в вашей жизни. Уникальная в своей самобытности культура, которая выстояла, несмотря на тщетные усилия захватчиков - чужих и своих. Слова, которые невольно повторяешь вслух и ощущаешь чем-то жарким и вкусным на языке.
Трудно сформулировать, о чем это произведение.

Любовь?

-Прекратите быть индийцем
-А вы прекратите быть англичанкой

Но женщина и мужчина сидят в душной комнате на расстоянии незаконченного портрета ("Все портреты должны быть неокончены. Иначе смотришь на них как на остановившиеся часы"), незаконченных стихов, незаконченных писем, недосказанных слов.
Дружба? Но и она закончилась, не успев начаться.
Побежденные и победители? Но и для этой темы слишком много и слишком мало фактов.
Но здесь есть Раса. Что именно это, раскрывать не буду, ибо для меня это было важно понять самой.
А еще эта грустная и изящная ирония.
И ощущение, что вот ты сидишь в партере, единственный зритель, а это все - для тебя.

Изобретение любви.
Об этой пьесе могу сказать, к сожалению, очень мало, ибо открыла ее страницы я совершенно не готовая. Ни моих познаний в древнегреческом, ни (как ни странно) знаний личности оксфордских литературоведов явно не было достаточно, чтобы прочувствовать это произведение.
Одиночество, боль любви, показанные с изящным, но почти леденящим юмором.
Размеренное, но очень ритмичное повествование, которое начинается на водах реки Стикс. Начинается с конца.

P.S. В обоих произведениях встречался некий Чемберлен. Оказывается, это фамилия секретарши Стоппарда, которого он вводит порой в свои пьесы, чтобы она "не уснула при наборе текста".
Мне показалось это забавным настолько, что решила с вами поделиться.