Больше рецензий

23 февраля 2015 г. 10:39

52

5

Хотелось бы сразу предупредить потенциальных читателей. "Пережить зиму в Стокгольме" не нужно читать тем, кто:
-ищет уютную зимнюю книжку, с которой можно забраться в пледике на подоконник, пить остывающий какао и смотреть, как за окном кружатся снежинки;
-пугается и не переносит литературного приёма "поток сознания". Здесь его есть и немало, и, обоге, еще и от лица женщины. Женщинам такое не прощают.
-предпочитает линейные истории, которые ведут себя послушно, не прыгают по странам и временам и на радость читателю имеют начало и конец. Желательно, поучительный.
-считает себя очень активным и эффективным. Кто торопится жить и читать. Ненавидит рефлексию, считая ее жалобным нытьем.
Поверьте, вам не нужно читать эту книгу. Вам не понравится. Вы будете раздражаться, недоумевать и ставить плохие оценки.

У меня есть теория, что книги, как и людей, тоже можно классифицировать в рамках типологии "интроверт-экстраверт". Есть книги, в которых все время что-то происходит, круговорот событий, персонажей, декораций захватывает читателя, опьяняет, вызывает зависимость, не отпускает, пока не дочитаешь. А есть тихие книги, которые направлены в мир размышлений, чувств, воспоминаний. В них, собственно, не происходит ничего. Герои гуляют по городу, сидят в кофейнях, лежат на полу в темных квартирах, грустят, напиваются, вспоминают прошлое, иногда разговаривают друг с другом, но чаще всего - сами с собой.
"Пережить зиму в Стокгольме" - как раз такая книга-интроверт. Книга о безымянной женщине, которая осталась один на один со своим одиночеством. Особенность книги, которая может вас как очаровать, так и разочаровать - это рваное повествование. Нелинейное - ни во времени, ни в пространстве. Иногда даже сложно понять, где же та точка отсчета, которую можно принять за настоящее в этой книге. Героиня на протяжении книги перемещается по своим воспоминаниям - поездки в Сараево, Мадрид, Иерусалим, детство, родители, мужчины, дочь, работа. Это напоминает то состояние, когда ты почти заснул, твое сознание уже спутано сном, но пока не отключилось, и в твоей голове хаотично проносятся лица, обрывки фраз, фрагменты событий, осадки эмоций.
Мне кажется, эта книга может понравиться только при условии, что вам удастся войти с ней в резонанс. Принять ее тягучесть, вязкость и рваность. Довериться и плыть по волнам памяти героини, не пытаясь то и дело оглядываться по сторонам с мыслями "где я, зачем я здесь, когда я доплыву". Для меня это было отличное февральское чтение. Скандинавское, холодное, апатичное, выворачивающее чувствами наружу.