Больше рецензий

28 января 2015 г. 16:32

59

4

"Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус" - точнее метафоры к чтению мной первой сотни страниц этого романа и не подобрать. Но какая ж чудная награда ожидала за этими колючими терниями, не передать словами!
Сложно коротко рассказать, о чем этот роман и что же в нем такого особенного. Это просто кладезь мудрости, сокрытый под неспешным вялотекущим сюжетом, жизнеописанием и духовной рефлексией человека будущего.

Касталия - это как если бы Швейцария была государством не банкиров, а ученых и педагогов. В противоположность масонству - ордену вольных каменщиков - Гессе попытался создать на своих страницах орден вольных учителей. Жаль только воля и свобода на поверку оказались мнимыми, подчиненными некой идеологии и строгой иерархии. Да и вообще в Ордене Касталии громко и навязчиво звучит главный принцип "дивного нового мира" Хаксли - "люби то, что тебе предначертано".

И хотя Гессе неисправимый идеалист и романтик, попытка объять необъятное, собрать воедино все ценное из разрозненного и противоборствующего в духовном наследии человечества - философию искусства, научный атеизм, буддийскую медитацию, китайскую Ицзин, традиционную иерархию христианского ордена - кажется, была изначально обречена для него на провал. И дело даже не в том, что само по себе приравнивание искусства к науке и выработка общих законов и принципов для них, т.е. попытка подчинить эмоциональное чувственное начало рациональному, противоречит самой человеческой природе. Но дух и материя в человеке неразрывны, и именно эта идея отделения духовной, интеллектуальной элиты от материального мира изначально не имела долгосрочной перспективы.

Абстракции восхитительны, но дышать воздухом и есть хлеб тоже, по-моему надо.

Для меня лично очень приятно прозвучала здесь нотка фатализма, некой предопределенности Пути, управления свыше человеческими порывами и устремлениями.
Еще одна близкая и понятная мне мысль:

Не там глубина мира и его тайн, где облачно и черно, глубина в прозрачно-веселом.

Очень оптимистично выглядят и рассуждения об исторической науке:

Заниматься историей - значит погружаться в хаос и все же сохранять веру в порядок и смысл.

И это очередная утопия, ссылающаяся на "Государство" Платона, что еще более укрепило меня в желании добраться, наконец, до первоисточника.

На Евангельский завет не метать бисер перед свиньями Гессе дал свой категоричный ответ - метать! Для чего же еще нужен этот "бисер", как не для воспитания из "свиньи" Человека? Что толку держать его, как золото троллей, во тьме пещер, прятать от глаз простых смертных, любовно перебирать в игре, не давая и шанса сверкнуть и указать путь идущему?

Комментарии


Не заметил ссылок на Платона...
А в каких других утопиях такие ссылки есть?


В "Утопии" Мора. Их, утопий, на самом-то деле не так много, все больше анти-.
О Платоновом государстве рассуждал Кнехт в какой-то момент, сравнивал Касталию с ним.