Больше рецензий

SaganFra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2015 г. 14:18

600

5

Взаимоотношения Милана Кундеры с коммунистическим режимом всегда были напряженными. В Коммунистической партии Чехословакии он находился с 1948 по 1950 годы. В 1950 году был исключен из КПЧ за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». Позже он снова примкнул в ряды коммунистов, но, возможно, по-другому было нельзя в то время. Кундера не выступал «явно против» коммунистического режима, он просто не был «за». Это был тихий интеллектуальный протест посредством своих романов. Ведь практически в каждом романе автора прослеживается та «красная» линия, которую автор хочет вытравить и размыть из родной страны. Это происходит неуловимо, полунамеками и полутонами.
В романе «Шутка» автор тоже «полунамеками» травит коммунистический строй Чехословакии. Главный герой книги Людвик неудачно пошутил на политическую тему, и тут и понеслось: партийное собрание, заседание то одного комитета, то другого и итог – исключить Людвига из партии и университета. Все, финал – на тебе поставили крест. Людвиг попадает в армию в особую часть («Чёрный батальон»), где служат «враги коммунизма». И что это была за служба – одна трудовая повинность, работа на руднике. После положенного срока еще несколько лет на рудниках.

«Служба в армии – обесценивание времени нашего существования».

Вот тут то и проступили «индивидуалистические тенденции» Милана Кундеры. Людвиг гребет против течения, против системы, но не явно и рьяно.
Есть еще одна линия в романе – линия народного творчества, попытки коммунистического строя подчинить народное творчество. Это своего рода насилие над традицией, над песней в частности. Автор очень много размышляет над этой темой. Приводит примеры глупых песенок про стахановцев и колхозы, которые власть хочет выдать за народные песни. Исполнение песни в народном костюме не делает ее народной. Это все искусственно.

Народная песня или народный обряд — это тоннель под историей, в котором сохранилось много из того, что на поверхности давно сметено войнами, революциями и беспощадной цивилизацией.

Герой романа Милана Кундеры неудачно пошутил и смеется не со своей шутки, а над теми, кто ее не понял, кто осудил его за это. Конечно, он хочет отомстить и делает это в свой способ. И уже, будучи взрослым тридцатишестилетним мужчиной и смотря на молодежь, которая не понимает коммунистического прошлого страны, он подводит итог:

Да, они другие. Слепота сменила слепоту. Я люблю их именно за то, что они совершенно другие. Они любят свое тело. Мы о нем забывали. Они любят путешествовать. Мы торчали на одном месте. Они любят приключения. Мы просидели жизнь на собраниях. Они любят джаз. Мы незадачливо имитировали фольклор. Они эгоистично заняты только собой. Мы хотели спасти мир. В действительности своим мессианством мы едва не уничтожили мир. Они же, хочется думать, своим эгоизмом спасут его.

Это очень глубокая книга. Познать ее глубину можно только при внимательном чтении (неспешным). Немножко философских раздумий на тему человеческой жизни, свободы личности и ее порабощения.