Больше рецензий

Jared

Эксперт

комнатный обыкновенный

14 января 2015 г. 10:26

352

4.5

Один человек записывает некую комбинацию цифр. Спустя несколько десятилетий, другой человек случайно находит эту запись. Но первый всю свою жизнь создавал календарь и потому написал дату, а второй всю свою жизнь составлял карты и в записи увидел координаты. К чему я? К тому, что каждый смотрит со своей колокольни. Человек наделяет события и вещи его окружающие смыслом исходя из опыта, интереса, внутреннего состояния. Это один момент.

Второй момент, неразрывно связанный с первым - в жизни слишком много случайностей. События происходят более-менее хаотично и непредсказуемо, и вопрос о том, имеют ли они какой-то смысл сами по себе всегда остается открытым. И всегда получает разные ответы. Мина может взорваться через пять лет после войны. Кто-то случайно оставляет ключ, а кто-то другой думает, что неслучайно. А может и правда неслучайно?

В общем и целом роман оказался очень сложным и очень интересным. Перипетии сюжета, отношения героев, неслучайные случайности, маршруты персонажей, связанные общими точками в пространстве или во времени - это все просто вынос мозга. Затягивает. Единственное, что отталкивало поначалу - некоторая вычурность персонажей. Действий, слов... как-то далековато от реальности. Но скорее всего это сделано намеренно и подчеркнуто. Если бы вы познакомились со взрослым человеком, который везде ходит с плюшевым мишкой, или каждую ночь перекрашивает спутниковые тарелки в черный... согласитесь - бред. Но для самого персонажа, в отличие от стороннего наблюдателя, это имеет смысл. Каждый смотрит со своей колокольни...

Белых пятен и неясностей осталось тоже очень много. И если кто-нибудь поможет разъяснить - тому большое спасибо. Во-первых продукты внутреннего мира - воспоминания и сны в романе материальны. Их можно продавать, наносить на карту, хоронить. О чем это и к чему? Во-вторых, постоянно упоминается видит человек сны или не видит, и сновидения связаны с сексом. Смысл этого, если он есть, тоже не ясен. В-третьих, много говорится о вере и одержимости, но разобраться и сформулировать это все никак не получается.

В целом, не покидали ассоциации с Контрапунктом Хаксли. А еще вспомнился фильм Бездельник (Slacker) Ричарда Линклейтера, где камера следит за героем, он встречается с приятелем, а когда расстаются, камера уже следит за приятелем или вообще за случайным прохожим. Очень здорово.

Инициатором появления этой сумбурной рецензии отчасти стала Evangella , посоветовавшая эту книгу во флэшмобе, за что ей большое спасибо.

Ветка комментариев


Душа и внутренний мир тоже стали информацией = товаром. Плюс своеобразным памятником, или даже кладбищем с надгробиями. Меня хранилище с капсулами поразило, не урны с прахом, а отпечатки личностей.