Больше рецензий

11 января 2015 г. 09:20

464

3

Если вы прочитали эту пьесу и у вас возник вполне резонный вопрос "И чё?" (по крайней мере, у меня он возникал неоднократно), попробую на него ответить в четырех подпунктах, так, как учат в Институте филологии.

С чем знакомишься, читая "Озорника"?
С первой обработкой истории о Дон Хуане, с традициями ренессансного театра де Вега и новаторством барокко. Из этого следует обращение к Богу как абсолютный показатель нравственности. Типичный барокковый момент — дисгармония, когда порядок вещей изначально неправильный, и его необходимо исправить.

"Кто такой этот ваш Тирсо?"
Монах, который почему-то писал много книг. Впрочем, книга изобилует образами, которые, по моему скромному мнению, монаху даже воображать не положено, аж хочется вспомнить дядю Фрейда с его сублимацией.

"Это тот самый Дон Жуан, ну, как у всех?"
Нет, это Жуан самый первый. Он неразрывно связан с религиозными идеями. В "Озорнике" показано противостояние Человек — Бог (у Мольера всё это выльется в противостояние Человек — вера в Бога). Герой Тирсо кается, но слишком поздно. Если вы слышали выражение "стихийный сенсуализм", то да, это оно, герой теряет все рамки в получении чувственных наслаждений. Это игровой образ, ведь он играет с сердцами, более того, он заигрывает со Вселенной. Вообще, мне кажется, монах этой работой пытается воззвать к тем, кто грешит, планируя когда-то потом исповедаться, ко всем спокойным грешникам, живущим надеждой, что милосердный Бог всё простит. Одно из главный посланий к нам из далекого барокко — мы все не вечны. Так приоткрывается проблема человека в этом мире.

"Почему гость — каменный?"
Потому что. Нельзя сказать точно. Большинство критиков сходятся в том, что каменная статуя воплощает два плана пьесы: политический (критика фаворитизма) и философский (человек перед Богом). Мол, с одной стороны, развратника судит небо, с другой — общество. Вообще камень как образ можно расшифровывать по-разному, например, как мужественность и твёрдость призрака в противовес жеманным чертам Дон Жуана или как бессмертие в противовес тленности человека. Трактовок море бездонное, но больше всех мне нравится такая: Дон Жуан — это история о мужчине, который не может найти женщину, утоляющую его потребность в женском начале, о мужчине, который потерял путь. В течение всей своей жизни он подсознательно стремится в могилу.

Ну и напоследок процитирую Эриха Фромма: "Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера. Когда недостаток мужественности имеет более крайнюю форму, основным — извращенным — заменителем мужественности становится садизм (употребление силы)".