Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

6 декабря 2014 г. 20:14

3K

Для меня человеческое мироощущение и мировосприятие в любые века – интересная тема. В сферу интересов автоматически попадают и факторы, влияющие на сознание человека и формирование его представлений о мире.

Вебер – это литература, обязательная к прочтению, когда проходишь тему о генезисе капитализма. Там и 24 глава Маркса, Вебер и т.д. Но в свое время я поленилась и теперь залатала дыры своего понимания этой темы, обратившись к первоисточнику, так сказать. Теперь несколько спутано изложу суть.

Вебер начинает свое исследование с постановки проблемы, отмечая в Германии преобладание протестантов по отношению к количеству населения среди владельцев капитала и предпринимателей, а также среди высших квалифицированных слоев рабочих, прежде всего высшего технического и коммерческого персонала предприятий. Причина этого кроется в историческом прошлом, а точнее – в Реформиции, которая породила особый склад психики, определяющей выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности. Забавно, но различие между католиками и протестантами напоминает извечное противостояние гуманитариев и технарей. Католики относятся к людям гуманитарного направления, а протестанты – технического. Обычно отказываются от политической деятельности и влияния меньшинства, как бы «сублимируя» свою энергию в русло коммерции. Здесь же происходит иной процесс – успешное большинство теперь претендует на эту сферу.

Протестанты всегда проявляли интерес к экономическому рационализму, а католики наоборот. Это было вызвано большей «отчужденностью от мира», аскетические черты должны были воспитать равнодушие по отношению к мирским благам. Сам дух католического вероисповедания прививал католиком эту гуманитарную направленность мыслей. Казалось бы, это многое может объяснить, но тут свое внимание приковывает тот факт, что образ жизни пуритан был даже более аскетичен, чему католиков, что было связано с протестантской идеей об аскезе в миру. Католики же могли продолжать наслаждаться радостями жизни, аскезе подвергали себя только монахи.

Так что же такое это – «дух Капитализма»? По Веберу, это этически окрашенные нормы, регулирующие весь уклад жизни. Эти нормы нашли свое отражение в нравственных правилах Б. Франклина. Одним из важных элементов этих норма является понятие о профессиональном долге, которое стало важным элементом в процессе формирования протестантского мировоззрения. Профессиональная деятельность определялась не как способ заработать денег, а как призвание, дарованное Богом. Этот тезис приводит к необходимости объяснить очень важный догмат о предопределении: Бог суров, но справедлив, и он заранее уже разделили все человечество на тех, кто спасется, и тех, для кого закрыты двери в рай. Будущий путь человека предопределен еще задолго до рождения и уже ничто не может изменить это.

При таком раскладе Бог как бы покидал человека. Католицизм характеризовался высоким содержанием эмоционально-чувственного в религии. Он позволял человеку чувствовать себя все время под защитой Бога, ощущать себя внутри его. Теперь же получается, что Бог трансцендентен. Отсюда происходило ощущение абсолютного одиночества человека. Оно и толкало протестантов постоянно заниматься чем-то, чтобы заглушить в себе страх перед будущим. Формировалась целая система для обоснования профессиональной деятельности. Она нужна не для обогащения, не для наживы. Это рациональное преобразование мира важно для Бога, так как все это увеличивает его славу.

Этот новый суровый Бог требовал от верующих не просто отсутствия грехов, но «святости в системе». Из-за одиночества протестантам нужно было каждую минуту ощущать наличие благодати внутри себя. Для этого вырабатывалась целая методика всего жизненного уклада, который привел бы, в конце концов, к загробному блаженству. В жизни же все настоящее строго рационализировалось и было заполнено единственным стремлением – увеличить славу Божью на земле. Для этого протестант осмысливал каждую минуту своей жизни, проверяя, сделал ли он все, чтобы увеличить эту славу. Они не могли уже спастись путем зачета по единичным случаям добрых дел, как в католицизма. Они должны были жить, не зная, спасены они или нет. И работали, работали, работали, весь доход вновь пуская в оборот.

Складывается следующая картина. Богатство – страшная опасность, искушение. Стремление к богатству – бессмысленно. Не наслаждение богатством и бездействие, а деятельность, предписанная призванием, служит для преумножения славы Господней. Главный грех – бесполезная трата времени. Труд – цель жизни. Нежелание работать – симптом отсутствия благодати. Провидение дает профессию, которую нужно принять. Это не судьба, с которой нужно мириться, а требование Бога к каждому. Все должны состоять в церкви, без нее не спастись. Из такого отношения труду у протестантов складывается особое отношение к тем, кто не успешен. Если человек в трудоспособном возрасте нищ, то это знак того, что он не избран Богом. От него все отворачивались.

Вебер подробно также разбирает особенности протестантских вероучений на примере 4 направлений: кальвинизма, пиетизма, методизма и сект из анабаптического движения. Он описывает основные особенности вероучений, влияние этих особенностей на жизнь адептов.

В прошлый век «дух капитализма» процветал в Америке, но уже не опирался на протестантское вероучение. Вебер подробно рассматривает процесс ухода из протестантской этики религиозной основы, в результате чего осталась идея о чистом и неприкрытом накопительстве ради накопительства. Это этика оставила невероятно четкий отпечаток на сознании целой нации.

Ветка комментариев


Выразилась не корректно. Я не имела в виду свое представление об американцах, лишь коряво передала то, что писал Вебер о его современниках из Америки (и не очень современных ему) . Он подчеркивал, что в основе этого "духа" капитализма осталась система протестантских норм и идей, но она уже не завязана в сознании людей на религии. Утверждать, что там каждый 2 - атеист, я не собиралась)
А об А. Уоттсе интересно. Как-нибудь до него доберусь.