Больше рецензий

diman_nikolaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2014 г. 23:00

1K

4

костры родной земли


«Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить,
еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить»

послание царю протопопа aввакума

в «братьях карамазовых» у достоевского, великий инквизитор говорит Христу очччень пронзительные слова: «Мы давно уже не с Тобой, а с ним, уже восемь веков», объясняя тем самым, почему в севилье, и многих других городах европы загораются и загораются новые костры. испания далеко, и там католичество, но прочитав книгу грекулова узнаёшь, что костры эти полыхали и в россии. и их было много, очень много.


avvakum.jpg
петр мясоедов «сожжение протопопа аввакума»*, картина 1897 г.

а еще колесование, четвертование, сажение на кол, «а самая легчайшая – вешать и головы рубить» – это еписком георгий конисский о «познании истины» в монастырских застенках в конце XVII века. и множество, множество виновных: ведьмы, раскольники, вероотступники, нерусские народы поволжья, урала и сибири, которых «огнем и мечом» обращали в православие. невозможно, невозможно читать без содрогания, а костры эти горели и горели. для сравнения – в 1724 году была создана российская академия наук, но казнить «за ересь и колдовство» еще продолжали....

Дальше...

информации много, и не всегда готов воспринимать ее. вот рассказ о восставших крестьянах-раскольниках, в 1687 году захвативших палеостровской монастырь – шесть недель осады, закончившейся самосожжением восставших, а это около 2 700 человек. вот в какой школе изучали это «аутодафе»? или вот описание застенков соловецкого монастыря: 1,4 метра в длину, метр в ширину и высоту, куда заключали виновных – на всю оставшуюся жизнь. брррррр! кровь стынет в жилах, и читать такое очень сложно.

может показаться, что эта книга о религиозном мракобесии – плод мракобесия атеистического, но лично мне изложение в целом показалось чинным и выдержанным, без разного фиглярства а-ля емельян ярославский сотоварищи-безбожники. написано в строгом стиле, без эмоций и с нужными отсылками**. местами, конечно, атеизм дает о себе знать, но не так часто, как можно предположить, только взяв книгу в руки.

понятно, что читать книгу сложно. и сложно не столько потому, что речь идет о крайней жестокости человека над человеком, а о – жестокости тех, кто всей своей деятельностью должен проводить в жизнь идеи милосердия***.

в «братьях карамазовых» у достоевского, великий инквизитор говорит Христу очччень пронзительные слова: «Завтра же я осужу и сожгу Тебя на костре как злейшего из еретиков». испания далеко, и там католичество, никаких параллелей проводить не хочется, и эти слова так и останутся – словами испанского инквизитора....


===========
* один из ведущих старообрядцев, протопоп аввакум, в 1682 году был сожжен в срубе (то есть казнен чуть иначе, чем изображено на картине), но сути дела это не меняет.

** правда, автор не всегда корректен при использовании источников, но это отдельная история.

*** дискуссия о кострах родной земли на сайте андрея кураева.

Источник

Комментарии


В 1964году такое легко было печатать, теперь времена изменились...


ну да, но

*** дискуссия о кострах родной земли на сайте андрея кураева.


а кураев - очень даже православный апологет:))


а·по-ло-ге́т. 1. истор. раннехристианский писатель II—III вв., защищавший принципы христианства от критики нехристианских писателей. 2. книжн. тот, кто занимается апологией, апологетикой, восхвалением (обычно неумеренным, тенденциозным) чего-либо или кого-либо.

____
Неумеренной тенденциозности у Кураева не заметил...
....если жгли, то он не отрицает( не сумел найти на форуме его ответы), вот если бы этот вопрос задать Чаплину, возможно стал бы доказывать, дескать враги клевещут....


сколько словарей, столько и значений:))

1) Апологет - - защитник какой-либо идеи , учения.
2) Апологет - - деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности , знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни , род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

когда я употреблял это слово, то имел в виду - ярый приверженец (++ довольно известный), без какой-либо оценки его личностных качеств:))

что касается "не отрицает", то тут надо в первую очередь задуматься - по собственной инициативе он "не отрицает" этих фактов, или вследствии того, что приходится отвечать на "неудобные" вопросы.


''...ярый приверженец (++ довольно известный), без какой-либо оценки его личностных качеств:))

что касается "не отрицает", то тут надо в первую очередь задуматься - по собственной инициативе он "не отрицает" этих фактов, или вследствии того, что приходится отвечать на "неудобные" вопросы....''

Можно ''отвечать'' по чаплински, выпучив глаза, кричать:
-а ты видел? а ты там был ? а доказать!...

...а Кураев знает о нарушениях в РПЦ больше чем я, вот у него дилема:
сказать нельзя молчать - где поставить запятую...

...а по книге - я не читал, но что-то мне подсказывает, что она очень атеистическая(другую тогда не печатали), и лично для меня религия атеизм, ещё хуже чем РПЦ


1. есть корректные способы ведения дискуссии,
есть некорректные способы ведения дискуссии,
а есть метод "добрый и злой полицейский", который обходится
без дискуссий, но добивается результата используя контраст
между поведением двух лиц:))) очень хорошо подходит
в случае пары "кураев-чаплин".

2. насчет "молчать", вот аналогия: для адепта кпсс, никаких сомнений
в верности генеральной линии партии быть не может (пусть на его глазах
десять человек арестуют, а верный ленинец бухарин на суде
признается что он агент аргентинской разведки), и он все равно
будет твердить что "партия - наш рулевой". так что в приведенном
вами примере с запятой - нет никакой дилеммы.

++ пример когда "сказать нельзя молчать" хорошо
прослеживается в случае нынешней официальной истории
о великой отечественной: вот есть дилемма с гастелло, хорошо,
напишем в новом 12-томнике что-то типа: "первым в ввс
был удостоен звания героя советского союза" -
и всё. и все довольны. думаю, аналогия тоже понятна.

3. атеизм не так ушш и страшен, вот у меня отец атеист
(т.е. не верит в Бога), но за всю жизнь я не слышал от него
ничего плохого о религии - ну не верит человек,
в конце-концов его личное дело. зато вокруг
столько "верующих" чувства которых оскорбляются
реально не знающих как библия начинается,
или кто был автором четвертого евангелия.
но зачем знать такие религиозные тонкости, когда для того,
чтобы быть верующим, нужно носить крест
и красить яйца на пасху.

++ относительно "другой литературы не печатали",
то было чуть иначе - издательский отдел московской
патриархии выпускал книги священного писания
(библию, новый завет, псалтирь), богослужебную
литературу, собственный журнал и др. конечно,
все это было не так доступно, как сейчас, но все же.

++ что касается того, что книга "очень атеистическая",
то я специально подчеркивал в отзыве,
что воинствующего атеизма я в книге не обнаружил
(может последняя глава только - "гонения
на просвещение и науку") - это скорее изложение
материала, чем эмоции "по поводу". ну вот возьму наугад пример:

По настоянию церковников его предали суду, и суд вынес решение: «Отдать его под меч палача... предать тело четвертованию, а перед тем живцом вырвать язык... и драть пасы (полосы) из тела, затем все тело порубить на мелкие куски и раскидать по дорогам в пищу диким зверям». Этот зверский приговор был одобрен и представителями церкви.


из эмоций - только слово "зверский", но оно тут вполне уместно.


Спасибо за рецензию.
Книгу и правда тяжело читать, потому как "национальная идея" трещит по швам и рассыпается. Смотришь вокруг и не верится, что в 21-ом веке живешь.
Если история чему-то и учит, так это тому, что людей она ни чему не учит.


спасибо и вам на добром слове:)

книгу сложно читать, она ломает многие
иллюзии насчет русской православной
церкви. но справедливости ради нужно
отметить, что автор далеко не безупречен -
приводимые им факты я проверял по источникам,
на которые он сам ссылается - так вот,
он намеренно их искажает. впрочем, что
ждать еще от прожженого атеиста,
стремящегося любой ценой доказать свою
точку зрения?