Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 ноября 2014 г. 11:44

5K

4

Писать рецензию на «Гамлета» Шекспира это так не скромно, знаете ли. Все равно что Джоконду срисовывать и что-то там рассуждать о ней, об истинных причинах ее улыбки не являясь при этом экспертом по творчеству Леонардо, посвятив изучению его творчества всю жизнь. Кому это интересно? А с другой стороны, пласт человечества живущий после Шекспира чего только не нафантазировал по поводу «Гамлета». Каких только произведений не написал по его мотивам, вдохновившись им! А уж поговорить об этом, почему бы и нет и нам, простым смертным.

Я очень рада что прочитала эту книгу сейчас. Потому что, с раннего детства Гамлет ассоциировался у меня с Высоцким. Отец был фанатом Высоцкого и как только я стала постарше (лет 12), по телевизору показывали запись спектакля, где он играл, мне каждый раз вменялось в обязанность его смотреть. Высоцкий мне нравился уже тогда, а значит понравился и Гамлет (он был «наш»). Его же играл Высоцкий! Чуть повзрослев, лет в 18, я его прочла и помню ощущение жалости к Гамлету, единения с ним по поводу «весь мир дерьмо» и восхищение какой-то его печоринской, недосягаемой крутостью. Потом опять читала, уже ближе к тридцати, в пылу собственных карьерных баталий и показалось мне все каким-то надуманным на фоне безумного главного героя, всю дорогу бьющего мимо.

И вот теперь, Печорины меня уже не волнуют - им уже нечем меня удивить. Карьерные баталии, тоже надеюсь, позади. Живу себе спокойно, все больше наблюдаю. И тут навязчиво так постучался Гамлет. Из одной книги, из другой. Друзья на ЛЛ, чье мнение считаю для себя авторитетным, не выдержали стука, открыли ему дверь и уже с ним общаются. Ну и я не удержалась после такого напора. Решила тоже на него посмотреть и послушать еще раз.

Никому не позволю больше дурить себе голову «вульгарными смыслами» этого произведения. Даже если эти кто-то такие мэтры, как Достоевский, Мердок, Высоцкий и прочие уважаемые титаны.

Я считаю Гамлета убийцей. Он страшнее всех остальных героев осознанием своего права творить зло.

Душа убитого короля (отца) проходит круги ада после насыщенной событиями жизни. Душа настолько не светлая на мой взгляд, что считает себя вправе молить об отмщении свего сына. Оно, конечно, понятно. Но что такое месть? Кто вправе на нее, кроме Бога? Что этот призрак возомнил о себе? Почему за ним так плохо присматривают черти? Не иначе, хотели пролить на Элсинор свой ад.

Почему мы считаем Лаэрта подлым? Он ведь тоже мстил! Тоже за циничное убийство отца и вдобавок за сестру и за жестокий смех на ее похоронах. Отравил рапиру? Да какая разница? Он хотел его смерти, хотел в ней убедиться, его ограничивали в праве на этом. Ах, ну да, это только Гамлет, королевский сын, вправе убить всех, в том числе неповинных людей из-за своей хандры. Я утверждаю что если Лаэрт подлый, то Гамлет еще подлее.

Офелия. Почему она сошла с ума и плохо кончила? Разве был у нее повод? Всего лишь, будучи невинной девицей, опекаемой любимым отцом и братом влюбилась она в Гамлета. Много ли надо юной девушке что бы влюбиться в принца, оказывающего эксклюзивные знаки мужского внимания? В том смысле, что она могла рассчитывать на серьезность чувств, все таки Гамлет не ветреник и ухаживал за ней не первый день. И вдруг, ни с того ни с сего, он меняется к ней, становится с ней груб. Мы можем предположить, что он приняв решение отдаться злому разлагающему мщению, не оставив места любви, намерено отталкивал ее, грубя. Ей, ее отцу. Более того, он как настоящий жених был зол на нее из-за ее несимпатичного, бдящего отца ( возможного тестя), который был "не на его стороне". Но она то этого не знает! Он говорит ей:
"А вы уж решили - какое-нибудь неприличие?" … "А ведь это чудная мысль лежать у девушки между ног"…
"Вы остры, принц, вы остры."- отвечает она.
"Вам пришлось бы постонать, чтобы притупить меня."

Она ведь юная девушка! Перед этим он писал ей стихи… В чем виновата она перед ним? Ни в чем. Виноват перед Гамлетом весь мир и все должны в нем страдать. Возвышенному больше нет места в его мире, только низменному.
А дальше он убивает ее отца. Мимоходом. Если для него убийство его отца - трагедия, то убив Полония, он даже не отдает себе морального отчета в том, что это тоже чей-то отец. Как бы не намеренно это сделал. До этого он без конца сводил смысл якобы безумных разговоров с Полонием к его дочери. Он убил отца той, которая любит его! Без сомнения и сожаления хотя бы перед ней, Офелией!

Почему она сошла с ума? Сейчас буду фантазировать (я не исключение). Потому что она его любила, а любящий человек разделяет участь возлюбленного. Гамлет то тоже сошел, возненавидев мир. Только так, исходя из его безумия к нему можно снисходительно относиться.
А еще, я могу предположить, что она ему уступила, отдав свое девство, желая спасти своей любовью, после его физического напора, а далее не выдержала конфликта любви женской и дочерней. А может быть свобода нравов предполагалась и близость между ними была в порядке вещей, деликатно обойденная Шекспиром. Но это догадки, конечно. Хотя многое сошлось бы. Но даже если и нет - она его любила, а он убил ее отца и даже не сделал вид что раскаивается!

О матери. Здесь я соглашусь с мыслью, что у Гамлета был эдипов комплекс. У него просто инцестный интерес к личной жизни матери. И не за родного отца он беспокоится. А за то, что мать изменила ему, сыну, отдав вместе с постелью свое служение интересам другого мужчины. Не отцу родному, что было бы простительно. Чужому мужчине. Как такое пережить бедняге?

О смене власти. Не зная досконально правила престолонаследия в «Датском королевстве» сложно судить почему Гамлет не стал королем, будучи совершеннолетним и законорожденным наследником. Если предположить, что место действия как обычно завуалированная Англия, то прототипом сюжета могла стать одна из английских «волчиц», королев, узурпировавших королевскую власть с помощью любовника - Изабелла. Гамлет - несовершеннолетний? Вроде нет. Тогда почему королем стал дядя? Да потому что Гамлету не очень то и хотелось. Он не хотел править, не имел призвания. Гамлет - сплошное «НЕ БЫТЬ». Даже когда ему явился призрак отца и дал ему повод сместить законного короля, сознание его забродило в сторону интриг, а не в сторону устранения беспредела.

То же самое о друзьях. Проще своей пассивностью всех превратить во врагов, нежели активностью в союзников. Потому что замысла у него не было, кроме маньячной хандры.

Вы можете мне возразить, мол, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны, а ты попробуй, окажись в его шкуре. На это отвечу - да, есть от чего впасть в смятение. Но Гамлет - урожденный принц, воспитанный в ответственности править, это его отличие от нас простых смертных. Если нет - то он обыкновенный капризный мажор, впавший в истерику от пресыщенности и от мамочкиной любви.
картинка Godefrua

ilfasidoroff , Anais-Anais , поговорим?

Ветка комментариев


Основное достоинство Джоконды в том, что она вправе выбирать, кому нравиться, а кому нет. В том же и основное достоинство Гамлета.


Вы думаете? А по-моему, у Гамлета выбора нет, ибо у него есть лишь набор отличительных черт, коими наделил его автор, позаимствовав их из собственной личности. Тоже самое у Джоконды


Я думаю. Но в метафизическом смысле, конечно. А то, что Шекспир позаимствовал черты Гамлета лишь у себя - вопрос спорный.


Ну, почему же. Личность самого Шекспира сомнительна - насколько помню не сохранилось достоверных фактов о нем вообще. Но тот, кто это все писал, имел эти отличительные черты. У него во многих произведениях преобладает этот невротический позерский тип


О да... Покажите мне известного писателя, чья личность не была бы сомнительной.

Все же я верю в то, что Шекспир был. Писал он, а не кто-то иной. Знаю, что и доказательства сомнительны. Но переубеждать меня бесполезно.


Даже если его и не было, то стоило бы его создать в нашем воображении и назвать Шекспиром, ибо, что нужно признать, он проделал титанический труд


Спасибо вам за это.


Мне кажется, вы переоцениваете значение этой теории, сводя черты героев лишь к личности автора. Черты могут быть и намозоливших глаза людей. Ближних и дальних.

Я это поняла, когда писала рассказы, рассказанные другими людьми. У меня даже звучал голос их в голове, интонации, словечки и паузы. Но я, конечно, не великий писатель)), так что не смейтесь, просто поделилась наблюдением.


Здесь не над чем смеяться, но речь не о героях. Часто бывает - автор одного из героев награждает своими признаками, но не всегда. Всегда же мы видим мир глазами автора - если он даже прикидывается кем-то другим, то 1. его надолго не хватает 2. он все равно диагностируется 3. мы чувствуем фальшь. Почему, например, Достоевского считают великим психологом - не только за точно подданные отношения между людьми, но и за самих людей. Он очень хорошо описал людей, которые ему не близки. Но, нужно быть справедливым, большинство из них показал в неприглядном свете


Вот поэтому так трудно написать что-то большее чем рассказ. И трудно выдумывать. Мне проще писать правду, даже если это больше чем рассказ. Но за это можно не просто по носу... Можно людей потерять. Так что лучше фантазировать и придумывать Элсиноры... Такая малость!))


Да, рассказ - самая удобная форма прозы, дающая возможность наиболее эффективно спрятаться от читателя. Потому и люблю Льва Толстого в коротких его произведениях. И всякая русская фэнтези сейчас на первом месте, ибо для подобного бумагомарания не нужна никакая подготовка


Рецензию, кстати, я, с вашего позволения, пока читать не буду, ибо накачал "Гамлетов" и собираюсь их пересматривать -перечитывать


Жаль. Дайте хоть знать когда свою напишете, зовите всех нас в обсуждение)) мы вам там устроим))


А, я уже знаю заранее основной аргумент гамлетострадалиц - это духовность героя. Поэтому тащите сразу Большой Камеральный Измеритель Духовности, ибо карманным здесь не обойдешься


Я - гамлетоненавистник...


Это плохо. Это ненависть к собственному подсознанию


Это ненависть к пусканию слюней, капризам и эгоцентричному отношению к ближним. Да и к дальним.
Почитаете Гамлета - поговорим. Это интересно.


Он, кстати, толстый, обрюзгший и задыхающийся. Ни в одном фильме-спектакле его таковым не видел


Вы о ком?


Это Гамлет такой в оригинале


Кстати, да...


Друзья мои, вы видели его портрет? Или где-то описание внешности есть? Вы о каком Гамлете говорите?


Gertrude:
He's fat, and scant of breath.
(Акт V, Сцена 2)


Я так и знала! И за что им восхищаться? Еще и внешность отталкивающая!


Это еще один штрих к человечности. Вот она - во всей своей красе. А вы хотите идеального героя.


Поскольку Шекспир писал роли под определенные личности, то можно взглянуть на портрет Ричарда Бербеджа, чтобы увидеть, кого видел Шекспир Гамлетом, королем Лиром, etc :)


Очень интересно! Посмотрела, спасибо.


Мне помнится, что не столько писал под Бербеджа, сколько хотел, чтобы тот играл.


ну да, он видел его в ведущих ролях своих пьес.


голос их в голове, интонации, словечки и паузы

актеры, собственно, перевоплощаются часто. Но и им стараются давать "их" роли. Авторы тоже перевоплощаются. Но классикам это сделать сложно


Ой, Фаина Григорьевна, Вы ещё живы!?


Ой, извините, конечно же Георгиевна!