Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

20 мая 2024 г. 20:22

88

4 Все мы чего-то боимся

Страх. Поступками людей руководят многие чувства и среди прочих – страх.

Страх сказать «нет» и разорвать старые отношения. Страх потерять любимого человека и страх никогда не быть вместе. Страх остаться наедине со своими демонами. Остановиться и почувствовать одиночество. Оглянуться и обнаружить, что ты никому не нужен.
Страх собственной смерти. Болезни. Чужой смерти и чужой болезни. Ничего не успеть. Не оставить след. Не остановить преступника. Быть равнодушным. Остаться непричастным.

Так или иначе, но страх запускает все системы жизнеобеспечения, гарантирует работу инстинкта самосохранения и толкает людей на безумные поступки. Осталось малое – спрятать подальше, скрыть получше, повесить амбарный замок. Чтобы никто не узнал о том, насколько вам страшно.

Роман британского классика Олдоса Хаксли «Контрапункт» о людях, которые умеют скрывать свои страхи.

Уолтер Бидлейк боится разорвать затянувшиеся и обременительные отношения. «Когда женщина непривлекательна, её преданность и лесть и обожание становятся невыносимыми». И жизнь Уолтера невыносима. Он окружен липкой, противной, неприятной любовью. Она старше его, она глупее его, она недалекая и плаксивая, висит камнем, не дает свободы. «Её любовь вызывала в нем тошноту». Но ему страшно сказать ей «нет». Страшно чувствовать себя негодяем, ведь она ушла ради него от мужа. Ведь она теперь ждет от него ребенка. Уолтер вынужден похоронить свой страх под каменной плитой.

Марджори боится потерять любимого человека. Она прекрасно видит, что он разлюбил ее. Он слишком торопится уйти из дома, слишком аккуратно следит за внешним видом, витает в облаках. Он определенно нашел другую. А что делать ей? Она разрушила свою жизнь ради него. «Все несчастье Марджори в том, что у неё слишком много свободного времени. Ей не о чем думать, кроме как о нем»

Уолтер боится, что никогда не сможет добиться сердца красавицы Люси. Люси боится остановиться и оказаться наедине с собой. Марк Рэмпион боится божьей кары. Морис Спэндрелл боится своих демонов. Джон Бидлейк боится смертельного диагноза и отрицает болезнь. Денис Барлеп боится одиночества.

Страх. Так или иначе, но всеми нами руководит страх.

Знаменитый «Контрапункт» Олдоса Хаксли стал моим камнем преткновения. Потому что с одной стороны это какой-то водевиль, сентиментальная мелодрама с множеством любовных треугольников. С другой стороны, кажется, автор вложил в уста каждого героя все свои философские, политические, экономические, духовные и прочие речи. Эта книга буквально напичкана рассуждениями обо всём на свете. О боге, ангелах, о правде, лжи, политике, о литературе, науке, иллюзиях, о фашизме и сталинизме, о бабниках и гомосексуалистах, о Бурской войне и рабстве, о консерваторах и либералах, о… Обо всём! И эти разговоры преподносятся читателю то в виде великосветского трёпа, то личных дневников, то внутреннего монолога отдельного героя. Чокнуться можно.

Т.е. не подумайте, это не плохо и не тяжело. Это прекрасные, блестящие и умные речи, стимулирующие работу ума, но каково же противоречие между водевильной частью и вот этой серьезной стороной. Книга перегружена этими разговорами. Что хотел показать тем самым писатель? Двоякость этого мира? Оборотную сторону глупости – мудрость? Сосуществование двух миров, где один неразрывно связан с другим? Наверное, всё вместе взятое и еще бездна смыслов и символов.

Роман написан легко. Со специфическим чувством юмора, можно было бы сказать английская ирония, но порой Хаксли слишком прямолинеен для британца, видимо сказываются годы эмиграции в США «Барлеп писал до того прочувствованные книги, что казалось, они были им извергнуты после приёма рвотного».

Понимание природы человеческих отношений, сути зарождения, развития и умирания отдельных чувств в романе… это нечто. Я копировала текст целыми кусками, страницами, выдирая из глав то подробное описание деградации личности, то замкнутый круг безответной любви.

«Любовь вызывала желание быть любимым. Желание быть любимым, в свою очередь, порождало несколько преждевременную уверенность в том, что он действительно любим. Эта уверенность усиливала его любовь. Это был какой-то заколдованный круг»

Я довольно давно читала Хаксли, в последний раз это был «Желтый кром». И уже успела забыть его стиль и слог, а потому мне было интересно вдвойне. Я будто бы заново знакомилась… «Контрапункт» не поразил меня, но впечатлил. Тем более, что я совершенно не ожидала тех трагедий, которые решил внести в сюжет автор. И отдельное спасибо за финал. Насмешка над слишком серьезными читателями.

Конечно, тема страха, с которой я начала рецензию, мой вертекс, моя вершина. На данный момент я смотрю на книгу с этой точки. Вы легко найдете множество других. Настоятельно советую книгу всем любителям и ценителям британской классики (если вдруг еще не читали).



Это рецензия из моего жж

Комментарии


А Фил? Там был Филипп вроде бы. Он писал дневники.