Больше рецензий

5 ноября 2014 г. 14:26

801

5

Этапы подготовки
Шаг номер ноль: «Римские каникулы»
Вам предстоит две недели жить в Риме за счет компании. Ваша задача — ходить по улицам, присматриваться к тому, что люди носят, каковы их нравы и настроения. Какая реклама преобладает на телевидении. Вы обязаны заходить в рестораны и кондитерские, ездить на такси. Фирма оплатить все счета. По возвращении вы обязаны написать отчет не менее чем на две страницы. Ситуация фантастическая, конечно. Но представьте, что она реализовалась. Что вы сделаете в ближайшие дни? Купите русско–итальянский разговорник, новую дорожную сумку и кое–что из вещей, чтобы не ударить в грязь лицом перед модниками–итальянцами. Узнаете в Интернете, какая в Риме будет погода, расскажете знакомым о предстоящей поездке, начнете оформлять документы. Каковы в этом случае шансы, что накануне поездки вы останетесь без визы? Ноль!

Дальше...


Шаг первый: «Вопросы жизни и смерти»
Кто будет в зале?
Что мне от них нужно?
Что я должен делать?

Шаг второй: «Структура презентации»
Шаг третий: «Репетиция»
Шаг четвертый: «Фиксация»

Почему не следует писать текст презентации дословно:
1. Разговорная речь отличается от письменной. И даже если мы воспроизводим текст наизусть, он звучит неестественно.
2. Если текст будет написан, а вы не сможете его заучить, вам придется не отрываясь смотреть в шпаргалку, что лишит вас зрительного контакта с аудиторией.
3. Если вы будете отрываться от текста, то, возможно, собьетесь. Тогда вам придется искать нужное место в тексте. Не факт, что вы найдете его сразу.
4. Вам придется держать бумагу в руках, а это закрепостит вас и не позволит жестикулировать. Если же вы положите бумагу перед собой, это привяжет вас к месту и не даст возможности перемещаться.
5. Вероятно, в ходе презентации вам придется корректировать ее продолжительность. Заранее написанный текст не даст вам такой возможности.
Шаг пятый: «Коррекция»
Шаг шестой и последний: «Заслуженный отдых»

Баланс рациональных и эмоциональных факторов воздействия на аудиторию
картинка Johntv
Факторы, вызывающие доверие
Конкретизация
Приводите точные цифры. Никаких приблизительных. Называйте детали и обстоятельства.
Документ
Если вы располагаете документом, подтверждающим то, о чем вы говорите, предъявляйте его копию на слайде. Упоминайте о нем. Если ваша компания получила приз, вошла в сотню, десятку, тройку, — говорите об этом. Если директор компании стал лучшим менеджером страны — не забудьте об этом рассказать.
Ссылки на свидетелей, экспертов
Если у вас есть данные об экспертных оценках, предъявите их. Если нет, сделайте и предъявите. Приводите отзывы других потребителей или партнеров. Все это факторы, которые вызывают доверие к сообщаемой вами информации.

Принципы оформления слайдов
Принцип первый: «1 = 30»
Возьмите себе за правило писать на одном слайде не более тридцати слов. Для русского языка это предел. Если готовите слайды на английском — достаточно двадцати.
Принцип второй: «Все, что можно заменить символами, нужно заменить»
Принцип третий: «20 = 7»

Этот принцип напомнит вам о том, что на 20 минут презентации должно приходиться не более 7 слайдов.
Принцип четвертый: «3 + 3»
На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. При этом учтите, что курсив и жирный варианты являются в этом случае отдельными шрифтами.
То же касается цвета — недопустимо использовать более 3 цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами.
Принцип пятый: «Если шрифт, то без засечек»
Засечки — это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman — с засечками, a Arial — без.
Принцип шестой: «Не дублировать информацию»

Факторы для уверенной презентации
• Своя территория
• Взять с собой все необходимое
• Соответствующим образом одеться…
• Обрести союзника
• Перед выступлением узнать все об аудитории
• Провести репетицию
• Иметь свободное время
• Иметь альтернативный сценарий
• Подготовить подарок
• Прийти первым

Структура презентации
• Вступление
• Интересный факт…
• Удивительный факт…
• Оттяжка
• Вопрос или цепочка вопросов
• Прием, который я называю «Когда я ехал к вам сюда»
• Анекдот
• Шутка
• Выведение из равновесия
• Прием, который я называю «Что я сейчас чувствую»
• Самопрезентация
• Презентация презентации (продолжительность, регламент, предполагаются ли вопросы, когда их задавать и в какой форме)
• Комплимент
• Прием «Свой / чужой» - Обращающий внимание аудитории на то, что вас с ней объединяет: общие интересы, возраст, профессия, степень родства по отношению к виновнику торжества… и так далее.
• Событие недели
• Цели презентации
• Оригинальная цитата
• Обсуждение темы презентации и ее названия
• Обращение к интересам аудитории
• Обсуждение аудитории
• Основная часть
• Положение дел на сегодня
• Перспективы и последствия, если ничего не будет предпринято
• Варианты решения проблемы
• Какие есть сложности и в чем они заключаются
• Кульминация
• Заключение
• Резюмирование
• Подведение итогов
• Рекомендации
• Ближайшие шаги
• «Свой/чужой»
• «Видите, как мы легко с вами договорились. Неудивительно, ведь мы с вами земляки»
• Прием «Свой/чужой» особенно эффективен, когда применяется и во вступлении, и в заключении.
• Шутка, анекдот, случай из жизни
• Возвращение к началу

Тринадцать принципов реагирования на вопросы аудитории
1. «Ответы на вопросы — не экзамен»
2. «Не наказывать за вопрос»
3. «Поощрять вопросы»
4. «Оценивать вопросы»
5. «Отвечать всем»
6. «Управлять поступлением вопросов»
7. «Отвечать на вопрос кратко»
8. «Слушать до конца, над ответом думать»
9. «Уточняйте, если вопрос непонятен»
10. «Не начинайте со слова «нет»»
11. «Проводите профилактику»
12. «Используйте подсады»
13. «Угадывайте вопросы»

Несколько рекомендаций, которые помогут сделать презентацию более успешной
• Терминология катастрофы и достижения
картинка Johntv
• Возможные возражения
• Техника работы с микрофоном:
1. Как держать микрофон? Как вилку
2. Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления.
3. Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления.
4. При использовании микрофона возможности жестикулирования ограничены.
5. Если ваш микрофон со шнуром, то свободной рукой убирайте шнур из–под ног.
6. Хорошие микрофоны не дают никакого фона, поэтому не всегда ясно, работают ли они.
7. Поговорим о штативе, на который крепится микрофон. Типичная ошибка неопытных ведущих — говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий выступающий.
8. Если вы сняли микрофон со стойки и решили держать его в руках, будет лучше, если вы непринужденно уберете стойку на правый или левый край сцены.
9. Как быть, если вы выступаете с микрофоном, который крепится к голове? Выключатель такого микрофона находится на передатчике, который, скорее всего, будет закреплен на вашем поясе сзади. И отключить его невозможно.
10. Как быть, если микрофон установлен на столе или трибуне? Как правило, для этого используются специальные высокочувствительные микрофоны. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну, чтобы говорить в самую мембрану.
11. Есть еще микрофон–петлица. Он крепится на лацкан пиджака или свитер специальной клипсой. Старайтесь делать меньше движений, которые вызывают трение тканей на груди.
12. Приходите на место выступления заранее, походите по сцене, попросите служителей звука включить микрофон.
• Зрительный контакт
• Чем удивлять будете?
Хотите, чтобы ваша презентация вызвала гарантированный интерес и внимание, — затроньте в ней тему нестандартного насилия в сексе

Некоторые приемы привлечения и удержания внимания аудитории
Стоя на сцене, вообразите себя телевизором. Представьте, что участники держат в руках пульты. Почувствуйте, когда им захочется переключить канал. Изменяйтесь и изменяйте ход происходящего в этот момент, не дожидаясь, когда они нажмут кнопку «off». Удерживайте внимание, чтобы слушатели забыли обо всем, о времени и о том, где они находятся.
Вектор внимания
Взгляд устремлен в зал, причем не просто взгляд, а взгляд и говорящий, и спрашивающий одновременно, — тут сразу видно: вектор внимания оратора направлен на аудиторию.
Подготовка помещения для презентации
Каналы восприятия
• Аудиальный
• Визуальный
• Кинестетический
• Обонятельный
• Вкусовой
Как вас представить?
Не ругать конкурентов и не хвалить себя.

Десять смертных грехов презентатора
1. Выйти к публике неподготовленным.
2. Недооценить значение своего внешнего вида.
3. Пренебречь позой и жестикуляцией.
4. Не проявить к публике должного уважения.
5. Пренебречь минутой молчания.
6. Перейти к сути выступления, не создав нужной эмоциональной атмосферы.
7. Не поддерживать зрительного контакта на протяжении всего выступления.
8. Говорить противоестественным языком.
9. Не использовать контрастов громкости, тембра и темпа.
10. Затянуть выступление.

Корпоративные стандарты проведения презентации
• Уникальные конкурентные преимущества компании.
• Другая информация о компании, обязательная к упоминанию.
• Типичные возражения и ответы на них.
• Другая информация.
• Принципы оформления слайдов:
— размер и местонахождение логотипа;
— содержание первого и последнего слайдов;
— варианты шрифтов;
— типы диаграмм, таблиц и тому подобное.
• Как представляться.
• Как прощаться.
• Ограничения по количеству слайдов.
• Требования по снабжению участников распечатками.
• Принципы ответов на вопросы.
• Дресс–код.
• Другое.

Дневник презентатора
1. Место и время презентации.
2. Тема.
Если презентация была продолжительной, укажите и подтемы.
3. Характеристика аудитории.
Это те параметры, которые мы обсуждали в разделе «Этапы подготовки», отвечающие на вопрос: «Кто в зале?»
4. Каков был регламент.
Укажите, удалось ли вам уложиться в отведенное время. Если сочтете нужным, добавьте свои комментарии к этому пункту.
5. Сильные стороны моей презентации.
Поскольку в коре головного мозга человека центров тревоги больше, чем центров удовольствия, мы сразу подмечаем ошибки, а вот плюсы приходится поискать. Не будьте к себе слишком строги, вспомните свое выступление до мелочей и запишите все удачные находки.
6. Слабые стороны моей презентации.
Снова вспомните презентацию и запишите все подмеченные недостатки. Здесь же отметьте, почему эти слабые стороны реализовались.
7. Выводы.
Из соотношения сильных и слабых сторон сделайте обобщение и выводы о презентации в целом.
8. Реакция аудитории, реплики слушателей.
Проанализируйте полученные вопросы, ваши ответы, реплики из зала, реакции. Какие из вопросов и возражений вам удалось предугадать?
9. Оценка выступления в целом.
Мы уже говорили, что ответы на вопросы аудитории могут добавить несколько баллов к вашей презентации, а могут погубить ее. Проанализируйте презентацию вкупе с вопросами и вашими ответами на них.
10. Что следует делать, чтобы следующая презентация была еще лучше.
Пожалуй, это самый важный вопрос. Только постарайтесь избежать перфекционизма — маниакальной страсти все делать идеально. Воспримите процесс вашего совершенствования как игру с самим собой.

Как развивать навыки самостоятельно
• Все, что вы прочли в этой книге, применяйте на практике.
• Возьмите за правило проводить репетицию перед каждым выступлением и по самому незначительному поводу.
• Участвуйте в тренингах по ораторскому мастерству, публичной речи, presentation skills.
• Наблюдайте, как выступают другие.
• Читайте то, что написано и другими авторами.
• Гораздо более эффективны видеотренинги.
• Пользуйтесь всеми доступными источниками информации.
• Гораздо более богатый ресурс — сайт Академии ораторского мастерства www.oratorica.ru.
• Запишитесь в Клуб ораторов.

1. Всегда выбирайте левую сторону относительно собеседников, относительно выхода на сцену и т.д.
2. Хвалите не основные преимущества конкурентов, а также находите незначительные недостатки в своем продукте. В этом случае появится доверие клиента.