Больше рецензий

ablvictoriya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 ноября 2014 г. 14:47

244

4

То, что Харди - довольно депрессивный писатель, а герои его почти всегда несчастны, я поняла уже из первого прочитанного романа. Да и если быть вовсе незнакомым с автором и взять в руки эту книгу, где практически в самом начале вот такой вот пассаж

пасмурный зимний день появился на свет, как мертворожденный ребенок

на радостные события рассчитывать не стоит.

После прочтения "В краю лесов" я уверилась в еще двух особенностях творчества Харди: жить счастливо его героям мешает викторианская мораль и на протяжении всей жизни персонажи мечутся между желанием соответствовать требованиям общества и стремлением к личному счастью.

В послесловии упоминается "Собственник" Голсуорси, вышедший на 20 лет позже "В краю лесов". Действительно, не единожды вспоминала этот роман во время прочтения, но какова же за эти 20 лет разница: у Голсуорси факт любовной связи замужней женщины преподнесен уже довольно современно (другое дело - развод, но тот момент остающийся довольно труднореализуемым предприятием (роман "В петле" Голсуорси), хотя и не не невозможным), тогда как у Харди замужняя женщина даже поцелуй с любимым-немужем считает грехом. В общем-то, эти произведения - как своеобразный документ эпохи. Чем и ценны, по крайней мере, для меня.

Поэтому, читая Харди, нужно настроиться на то, что это продукт своей эпохи (ему и палки в колеса ставили, не позволяя публиковать романы, т.е. он тем еще обличителем викторианской морали считался в свое время). Что его стиль пафосен и трагичен. Что стоит постараться смягчить современный цинизм в отношении его героев: да, часто нам кажется, что они ведут себя неразумно (чего только стоит метущийся отец Грейс - вот кто действительно раздражал меня, ведь он играл судьбой своей дочери; а саму Грейс скорее было жаль), но... что бы делали на их месте мы, если бы приходилось выбирать между мнением общества и личным счастьем, а выбор этот нужно было делать не в свободном ХХI веке, а на полтора столетия раньше? Не знаю, насколько Харди сгущает тучи, но я верю тому, о чем он пишет, и искренне возмущаюсь теми временами и нормами общественной морали (и соответствующему воспитанию юных дев, у которых, с позиции свободномыслящих современных женщин, с головой точно не все в порядке). А заодно и радуюсь тому времени, в котором живу сама.

Конечно, совсем уж от презрительного фырканья во время чтения не избавиться, многие вещи с современных позиций кажутся просто нереальными и возмущают до глубины души, но чтение это было интересным и даже в чем-то полезным. Поэтому ставлю твердую четверку и буду читать страдальца-Харди еще.

Спасибо за компанию Свете sweta3000 и Ире ari . Прошу прощения за задержку с чтением и написанием отзыва, совсем отстаю я что-то с нашими совместными чтениями(

Комментарии


буду читать страдальца-Харди еще

Вот и я тоже:) Я хочу у него всё прочитать. Когда-то в юности я читала Тэсс, сейчас мне трудно вспомнить подробно то впечатление, что она на меня произвела. Но в своём нынешнем возрасте я прочитала уже второй роман Гарди и хочу ещё. Мне он сейчас очень понравился. Я вообще люблю горемычные сюжеты, по выражению моей подруги.
Самое главное, что для меня все действия всех его героев психологически оправданы, я ему верю, что так и было или могло быть. Викторианская мораль - страшная штука, но ведь это было и люди с этим жили.


Я вообще люблю горемычные сюжеты


Я тоже люблю, даже не знаю, откуда у меня страсть такая)

Меня вот тянет к Харди, хоть он порой такой пафосно-трагичный, что иногда хихикать хочется, а не страдать вместе с героями, но все равно что-то такое есть в нем... И да, мне нравится, что его герои мечутся, что они не статичны, как это часто бывает в литературе 19 века. Я тоже им верю и воспринимаю их, как реальных людей, а не просто как какие-то типажи.


Вот-вот, я тоже воспринимаю как реальных людей. Он очень хорошо прописывает свои персонажи и видно, откуда что идёт. По крайней мере, для меня так.


он порой такой пафосно-трагичный, что иногда хихикать хочется, а не страдать вместе с героями,

Вот у меня почему-то так было, герои не вызвали сопереживания.

чего только стоит метущийся отец Грейс - вот кто действительно раздражал меня, ведь он играл судьбой своей дочери; а саму Грейс скорее было жаль

Отец Грейс, хоть и не вызывал симпатии, но лично мне казался более живым, чем его дочь (она вообще произвела на меня впечатление какой-то безжизненной куклы).


произвела на меня впечатление какой-то безжизненной куклы


Удивительно, до чего разное восприятие у нас) "Отмороженности", по-моему, было в ней столько, сколько и требовалось "тогдашней" девушке. И отца она была обязана слушать, вопреки своим желаниям. И в себе не могла разобраться - ну а кто в ее возрасте может, когда при этом еще и отцовское давление? А отец более живой, конечно, ибо у мужчин таких ограничений не было, они все решали. Вот он и дорешался(


А я вот неграмотная. Так до Гарди еще и не добралась... :(


Сложно мне представить человека, который до всего добрался) Все впереди!