Больше рецензий

14 мая 2024 г. 17:55

98

3 Слепая вера, дающая несметные силы

Давно хотел прочесть эту книгу. Культовое произведение, распространяемое миллионами экземпляров по всей стране несколько десятилетий назад. После прочтения остался в смешанных чувствах.

С литературной точки зрения, на мой взгляд, книга не представляет собой чего-то выдающегося. Написана она в целом просто, местами неровно. Кое-где были попытки добавить какую-то «курчавость», но не сказать, что они привели к каким-то значительным результатам. Большинство героев однобоки, роман в общем весьма пуританский, можно поверить в его суть, но форма его не обогащает, а сковывает. Читать вначале интересно, в середине – меньше, к концу – откровенно надоедает. И даже трагедия Павла не способна расшевелить. К этому моменту я уже плотно застрял в общем однообразии.

На самом деле мне было намного больше интересно почитать про самого Островского. Который почти ребенком попал на гражданскую войну. Где только не служил, на какие только задания не бросала его партия. Он везде старался полностью вложиться в задачу, совершенно не щадил себя, жил без оглядки. Островский горел революцией. И сгорел в ней. В 18 лет Островский уже был инвалидом. С 23 не мог вставать с кровати, с 25 – ослеп. И в таком состоянии написал эту книгу. Каким бы искренним коммунистом не был Островский, он все-таки был и человеком. Поэтому даже его книга подверглась сильной цензуре.

Когда я читал про Павку Корчагина, в те моменты, когда история сама по себе мне наскучила, я все пытался представить себе Островского. И не мог. Потому что с трудом могу представить себе миссионера, одержимого своей верой. Ведь именно им и был Островский. Здесь как раз видно, как близко было идейное рвение многих коммунистов с таким же – у христианских или исламских проповедников и их бойцов.

Понятно, почему появились красные. Понятно, почему за ними пошло множество людей. Не было сил терпеть несправедливость, беспросветность, унижения, наглость и нахальство. Лозунг свободы и нового мира без хозяев и господ. Лучшего, честного и настоящего. Как он может не привлекать? Вот только я все не могу понять, как на следующем этапе голова человека перещелкивается в односторонний режим. Ведь после начала борьбы у Павки (и многих людей того времени) в голове не осталось ничего, кроме партийной идеологии в трактовке единственного и непреложного лидера. Ни рефлексии, ни какой-то попытки взглянуть самостоятельно на вещи, ни собственного мнения – ничего. Боец становится только бойцом. Он может быть лучше и хуже, в зависимости от того, что умеет. Надежнее или ненадежнее, в зависимости от того, насколько строго следует партийной дисциплине. Людей-то почти не остается. Остаются только более или менее отклоняющиеся от движения фигуры. Это страшно и дико.

Но я верю, что во многом так и было. Есть много подобных свидетельств того времени. Ясное дело, что все, где были сомнения и раздумья, либо никогда не печаталось, либо кастрировалось до уровня лубяной картинки. Тем не менее, базово, во времена революции было множество людей – фанатиков своего дела. Которые отдали все, что у них было за партию. И, прежде всего, отдали возможность жить, как отдельная личность, думать и мечтать самостоятельно.

За эту сделку они получили несокрушимую мощь, которую дает вера и организация. Только так они и смогли победить. Нет вопроса – сможешь ли? Есть только ответ: должен, раз партия так решила. Нет сомнений – получится ли? Только уверенность: непременно, раз так говорит Ленин. Так множество людей, далеких от политики, от войны, от управления справлялись с немыслимыми задачами. Ошибались, но творили что-то такое, что было не под силу профессионалам с их опытом и скептицизмом. Думаешь – как вы могли все это сделать? А просто потому, что не сделать не могли.

В который раз я думаю о том, как соотносится свобода воли, самостоятельность, уважение к чужому мнению с эффективностью, с бесстрашием в борьбе за новые горизонты. Эти мысли важны, но они бесплодные, отвлеченные. Так получается, что болото обычно спит, а когда просыпается – в нем намного лучше сражается Павка Корчагин, не задающий вопросов, а не тот, кто постоянно задумывается – а хорошо ли это, а правильно ли?

Эта книга – уже памятник. Она интересна скорее в историческом и социологическом смысле. Читать ее просто так смысла особенного нет. Интересно, что в объяснении – почему она так популярна, часто говорили, что все дело в том, что советские граждане легко могли поставить себя на место Корчагина. Возможно, это и так. Вряд ли только у большинства из них это получилось бы натурально.

Сталь закалилась настолько, что рассыпалась. Был ли другой выход? Кажется, что да.