Больше рецензий

katakxx

Эксперт

по несуразной речи

12 мая 2024 г. 09:25

80

4 Я плоть

Йонас, привет, ты сегодня не приезжал ко мне. Что-то случилось? Целую, мама.

Наверное, так мог бы начаться вечер Йонаса, если бы его мама действительно могла писать сообщения, а не быть в полузабвении собственной памяти. Наверное, так было бы проще начать говорить о том, что Йонас совсем запутался. Кто я? На этот вопрос не ответит ни одно зеркало. И все это - россыпь слов на небольшом количестве страниц. Слов, которые хочется переписывать ручкой в блокнот. Как точно, емко, как чутко они схватывают чувства и передают их суть. Я плоть. Я несчастен. Я не знаю, кто я. 

В 49 лет жизнь может только начинаться. Или заканчиваться. Или просто быть. Как есть Йонас, есть его книги, разбросанные по всему свету, потому что тысячи экземпляров одного произведения существуют одновременно, как есть его мама, живущая в шуме прошедшей войны, есть Сван, для которого женщины также не понятны, как те ужасы несправедливости, которые творят с женщинами, как есть Май, Фифи, Адам в стране, которая разрушена войной.

Надо ли случиться такому, что встречается потерянной души человек с лотосом в области сердца, у которого нет собственной жизни, и человек, который просто живет, потому что жизнь - единственное, что у него осталось.  Должна судьба сталкивать два полюса, трагически поражающих и нейтрализующих друг друга? А сталкивает ли она вообще кого-нибудь? Он молчит, и молчаливость его главный козырь. Она говорит, говорит и говорит, потому что молчать о таком ужасно. Притчевость данной книги проскальзывает сквозь страницы.

Олафсдоттир пишет исследование. Исследование человеческой скорби по утраченной идентичности. Каждое обращение к зеркалу - неудавшаяся попытка увидеть себя. Зеркала отражают только то, что им показывают. Если тебя нет, ты себя не увидишь. И так Йонас исследует свое прошлое, перебирая в памяти значимые и не очень события, перечитывая дневник своей молодости. Старо как мир, рефлексировать для понимания своей сути. Через личную боль, через сопротивление. Обращения к прошлому в романе перемежаются с настоящим, где появляются новые смыслы: люди, которые живут вопреки и для которых нужна та самая дрель. Все они мечтают, что оружие сменят орала.

В действительности, каждому отдельному персонажу можно было бы уделить по главе, чтобы раскрыть характер и личную историю. Однако каждый здесь играет свою небольшую роль, собираясь в единое панно. Я такой же как все . Разве быть частью чего-то больше - плохо?

Правда, стоит отметить и один недостаток. Вдруг, когда осталось прочесть треть, книга превращается в «попытку себя». Такое отлично, плотное начало и середина сменяются быстрым, стремительным и при этом разноплановым концом. «И это все, что будет? Серьезно..?» - подумала я. Взгрустнула. Отпустила. Это все равно не умаляет той ценности книги, которая открывается перед читателем.