Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 октября 2014 г. 19:29

1K

5

"Ни время, ни место действия намеренно не фиксируются. Всё, происходящее в романе, происходит сейчас и всегда" (из лекции о творчестве Саши Соколова)

О-о-о, я дорвалась до вкусного, и если бы от чтения могла лопнуть душа, как от обжорства - желудок, моя душа точно не выдержала бы под напором "Школы для дураков"! Продолжая сравнение с едой, я эту книгу глотала, не жуя, отгрызая огромные куски и давясь ими; я настолько жадно её поглощала, что можно было бы выдернуть из-под меня стул, и я бы зависла над полом вопреки всем законам физики, только чтобы не отрываться от чтения. В общем, если кто хочет посоветовать мне стопроцентную идеальную книгу, советуйте что-то вроде "Школы для дураков", не ошибётесь.

Я хочу жить в реальности этого романа, где нет ничего определённого, время течёт в любую сторону, и можно, умерев, сидеть на подоконнике, грея на батарее босые ноги. Я хочу быть знакома с географом пятой пригородной зоны, Павлом Петровичем Норвеговым, таким разгневанным и прекрасным, сумасшедшим и необъяснимым, появляющимся и исчезающим, хочу нести миру его правду: "бойтесь Насылающего Ветер, господа городов и дач, страшитесь бризов и сквозняков, они порождают ураганы и смерчи"... Я хочу верить в ветер, в птицу-плотника и в маленький меловой город с прибранными белыми улочками. И пусть весь роман - поток сознания сумасшедшего, я хочу жить в этом потоке.

Я перечитываю вслух эпизоды, поразившие меня, заставившие в тревоге вскакивать и метаться по комнате: описание смерти Норвегова ("покидая сей мир, жаждал увидеть букет одуванчиков, но не дано было"); сцену с музыкантами и косарями; повесть о плотнике в пустыне - наверное, самую линейную и логичную из всего, что можно встретить в этой книге; заключительный пассаж о рододендронах... Много-много маленьких историй вкрапляется в ткань основного сюжета, то промелькнёт чайка, думающая о своём отражении, то старые вагоны, на которых пишут все желающие. Эти миниатюры не имеют прямого отношения к главной линии, но постоянно напоминают о себе; вообще весь роман - перекличка множества мотивов. Часто повторяются одни и те же фразы, рассказчик то и дело возвращается к уже упоминавшимся эпизодам.

Я восхищаюсь тем, что Саша Соколов вытворяет с текстом, как легко и непринуждённо он справляется с невероятно сложной задачей - не просто поток сознания, но ещё и на три голоса (я, другой я, автор), ещё и с полным презрением к категории времени, из-за чего нет возможности ни хронологию событий восстановить, ни даже возраст рассказчика прикинуть. Правда, сколько ему? Рецензенты часто кличут его мальчиком либо подростком, но как посчитать его годы? А ведь есть ещё огромное количество цитат и реминисценций, которыми насыщена книга... Всё это выстроить в потрясающий роман, встряхивающий всю душу, не заблудиться самому и не запутать читателя, выдержать некую композицию, не погрузившись в полный хаос - для этого нужно быть гением слова.

Как же мне хорошо!..

Радость моя, если умру от невзгод, сумасшествия и печали, если до срока, определенного мне судьбой, не нагляжусь на тебя, если не нарадуюсь ветхим мельницам, живущим на изумрудных полынных холмах, если не напьюсь прозрачной воды из вечных рук твоих, если не успею пройти до конца, если не расскажу всего, что хотел рассказать о тебе, о себе, если однажды умру не простясь – прости.

Бонус: о данном издании


Бонус: о данном издании.
Новое издание "Школы для дураков", конечно, шикарное - чёрная, приятно шероховатая обложка, суперобложка - вообще шедевр, иллюстрации выдержаны в том же стиле и общее впечатление получается невообразимым. Я даже возмечтала купить себе это издание, но приглядевшись внимательно, засомневалась. Во-первых, сами иллюстрации, хоть и в чудесной чёрной окантовке, и подходящие под настроение романа, понравились мне далеко не все. Действительно, чёрный квадрат в две страницы в качестве иллюстрации вызывает подозрения. Но это ладно. Во-вторых, зачастую иллюстрации идут подряд - по 4-5 штук. Да ещё постоянно встречается такая ситуация: в конце страницы слово разорвано пополам знаком переноса, потом - пять разворотов с иллюстрациями, и наконец - вторая половина слова, когда первую ты уже успешно забыл. Так не делается, господа издатели. А учитывая, что в идеале роман Саши Соколова надо читать, не отвлекаясь, на одном дыхании, я вообще не понимаю, почему рисунки занимают не меньше места, чем текст, то и дело разрывая его там, где его разрывать нельзя. В общем, я недоволен этим изданием. Сделайте мне ещё получше, пожалуйста.

Комментарии


После такой рецензии обязательно прочту! )))))


Я старалась передать тот восторг, от которого до сих пор на голове стою :)) Надеюсь, не разочаруетесь)


замечательная рецензия!


Спасибо большое ^^


До сих пор у меня был только один рецензент, про которого я говорил себе: мой. Я имею в виду Александра Кушнера, его книгу "Аполлон в траве". Теперь к нему я добавляю Вас.


Оказаться в одной лодке с настоящим литератором неожиданно, но очень приятно :) Спасибо за столь лестный отзыв.


У плотника такое же раздвоение сознания, как у мальчика. Только более трагичное :)