Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2024 г. 16:27

45

4 «Споры древних философов были всегда мирны, а споры богословов часто бывали кровавы и всегда бурны» Вольтер

История Церкви настолько же сложна и витиевата, как и история человечества, особенно на начальных этапах распространения христианства. В раннее средневековье римско- католическая церковь была более народной, если можно так выразиться, менее требовательной и более объединяющей и семейной. А вот Ирландский клир, приверженцы святого Колумбы, вел более аскетичный образ жизни и был более воинственным и непримиримым.
И вновь волшебная и завораживающая Нортумбрия, за многие годы до рождения моего любимого героя Утреда Баббенбургского, в то время сильнейшее англосаксонское королевство. Забытый Богом край, по выражению образованных и имеющих больший опыт и стаж жизни во Христе ирландских служителей Церкви. Они с пренебрежением относились к англосаксам, населявшим эти дикие и неприветливые земли и поклонявшимся своим «нелепым богам», утверждая, что лишь ирландские миссионеры сорвали пелену с их невидящих глаз, начав учить их истинному слову Божьему. А вот воинственные англосаксы-язычники, поклоняясь суровому Одину и Тору, поначалу видели в Христианстве религию «прозябания, рабов, стариков и женщин».
Удивительно, что веками Христианство как религия, изначально основанная на прощении, помощи и сочувствии ближнему, не способствовала объединению людей, а наоборот, отдаляла их, разделяя на отдельные течения, отличающиеся лишь обрядами и внешними проявлениями исполнения служб. Вместо любви ко всем творениям Божьим Церковь на всём своем пути всегда отличалась слепым и жестоким фанатизмом, непримиримостью и ненавистью к имеющим иную точку зрения. Практически с самого начала обозначился никогда не прекращающийся извечный раскол в Церкви. Более умеренные представители клира пытались соединить разорвавшиеся концы одной веры путём чисто богословских диспутов и дебатов, но любое такое «культурное» мероприятие неизменно выливалось в потоки брани и оскорблений. Главной целью спорящих уже были не поиски истины и совместного существования, а то, как побольнее уколоть противников, унизить и оскорбить. Все превращалось в жестокий фарс, где царила лишь враждебность и неприязнь и каждый выступающий изощрялся в голом красноречии, относясь к противоположной стороне как к своему главному смертельному врагу. И неизбежно задуманный как чисто теологический диспут по обсуждению обрядов превращается в поле битвы, где сходятся непримиримые противники. Это настоящая война, и цена ее зачастую жизнь. Вроде как собравшись, чтобы мирным и цивилизованным путем достичь договоренностей и соглашений, способных примирить, враждующие стороны прибегают к личным оскорблениям и дракам только потому, что не согласны друг с другом в толковании Слова Божьего. Уважаемые мужчины и женщины духовного звания превращают солидное собрание в ссоры в детской песочнице, когда не могут договориться.
Особую неповторимую атмосферу и оригинальность произошедшему добавляет то, что убийство происходит не просто в каком-то заштатном монастыре в любом месте на глобусе, а во время знаменитого синода в Уитби, который почтила своим присутствием вся королевская семья Нортумбрии, куда съехались почтеннейшие епископы, священники всех рангов и монахи Британии и Ирландии, и где в обстановке наивысшего напряжения, враждебности и обоюдных подозрений, начался диспут, к какой богослужебной традиции примкнет Нортумбрия, а значит практически все англосаксонские королевства. Кельто-ирландской или католической Римской. Силы спорящих распределились с явным перевесом в сторону поддержки Рима у саксов; ирландцы, последователи устава святого Колумбы, как чужаки и приезжие из-за моря, оказались в некотором меньшинстве. Поэтому и убийство связывают с религиозными противоречиями, принявшими очень взрывоопасный характер, и желанием одной из сторон ослабить и вызвать тяжкие подозрения в отношении другой. Особенно те, кто стремится свергнуть правящего короля и захватить власть. Нестандартная во всех отношениях, образованная, непримиримая и не терпящая компромиссов ирландская монахиня сестра Фидельма назначается королём расследовать убийство, практически сорвавшее начало диспута. Она тоже предполагает, что оно произошло именно по политическим причинам. Но возможно, что убийцу толкнула на преступление обыкновенная, прозаическая, бытовая ревность, и он убил стольких людей по столь позорной причине, как похоть? Но убийства это лишь вершина айсберга. Чёрные воды ненависти и фанатизма, скрывают неприглядную действительность Церкви. Ведь за кулисами главных и ожесточенных дебатов , пока враждующие стороны надрывают глотки, отстаивая свои непримиримые мнения, тайно ведутся скрытые переговоры между главами двух делегаций о взаимных уступках и сделках. Как всегда ратующая за духовность Церковь превращает веру людей в высшую справедливость и поиски истины в ханжескую куплю-продажу принципов и ценностей. Невероятно, что столько взрослых и занятых людей, спорят до потери сознания о форме тонзуры, какими пальцами осенять себя крестным знамением и когда начинать праздновать Пасху? Представляете, какое страшное бедствие, если король, придерживающийся ирландского распорядка, уже закончил пост и празднует, а его королева, верная Римской традиции, все еще постится? Да что там войны и катастрофы, когда не решен такой жизневажный вопрос, подвергающий опасности мировой порядок и ставящий под сомнение саму возможность продолжения существования человечества.
И от этого зависят жизни людей и судьбы стран и королевств?
Каждый, кто даже только начал читать эту книгу, очевидно сразу же вспомнит «Имя Розы». Не буду сравнивать стиль и теологическую основу обоих писателей и маститых ученых. Самое главное, что было интересно, хотя повествование само по себе неторопливо, а ещё главнее, это встреча с совершенно новой и незнакомой реальностью, неизвестным и мало отраженным в непрофессиональной литературе периодом.