Больше рецензий

8 мая 2024 г. 19:04

191

4

Брак, стабильная работа и хороший заработок - вот мерила успеха в современном обществе или же показатели того, что человек все делает "правильно". Времена меняются, но одно остается неизменным: всегда будет определенная система социальных ценностей и будут маргинальные элементы, которые не желают или не могут в неё вписаться. Произведение Мураты Саяки - это высказывание на тему "нормальности", а также достоверное отображение социальных отклонений. Неспособность подходить под стандарты общества и отсутствие стремления к достойной жизни - это своего рода зараза, которая отталкивает от человека других, абсолютно "нормальных" людей. Неважно, идет речь о каких-то традиционных общественных представлениях или же о новом, но всеобщем понимании допустимого и -не. Если все люди начинают ритмично и слаженно шагать в одном темпе, а кто-то из него выбивается, ему остается лишь быть затоптанным.

Нормальный мир поддерживает свой порядок принудительно. Все инородные тела он потихоньку выбрасывает.

На примере Фурукуры писательница показывает нам образ жизни, который считается неприемлемым или, по меньшей мере, странным. Главная героиня много лет работает в комбини - круглосуточном магазинчике, где есть место огромной текучке и нет места никакому социальному престижу. Это работа чаще всего является лишь временным приютом, своего рода профессиональной денежно-необходимой передышкой, за которой должна последовать по-настоящему важная и интересная должность. Однако Фурукура чувствует себя в качестве сотрудника комбини максимально комфортно и на своем месте. Она буквально наслаждается симфонией комбини, симфонией четко работающего механизма, обеспечивающего покупателей самым необходимым: продуктами потребления и приветливым обслуживанием. Фурукура в совершенстве постигла науку идеального продавца, и ей этого достаточно. Все, для чего она живет, это комбини, и ни в другой работе, ни в другом заработке, ни в браке она не нуждается. Такой уж она человек.

В отличие от других читателей, я не рискну ставить главной героине диагнозы. Непонимание социальных границ, допустимых эмоций, необходимость считывать правильные реакции и слова у других - это действительно не совсем здоровые проявления. Однако сама книга не акцентирует внимание на физической болезни, хоть и можно увидеть здесь болезнь и её непринятие. На мой взгляд, она куда больше говорит о том, как общество поступает с людьми, страдающими болезнью "социальной". Людьми, которые не в состоянии мимикрировать под социально приемлемые оболочки.

Комбини в этом плане становится для Фурукуры в начале ее пути лишь инструментом для того, чтобы вписаться в общество. Подрабатывать в молодости - это нормально и даже нужно. По мере того, как комбини начинает становиться центром жизни героини и осознаваться ею как модель комбини-общества, где она может быть идеально вписывающимся homo комбини, магазинчик становится путем эскапизма героини от реального общества, где её образ жизни считается неадекватным. Фурукура выбирает комбини как способ избегания, но магазин становится и делом всей ее жизни, чему она посвящает себя добровольно.

Произведение отображает два вида маргинальности. Фурукура - рупор людей, у которых просто другие ценности. Ей не нужно много денег, не нужен социальный успех, не нужны никакие отношения. Никакого стремления к достигаторству у неё нет, она живет размеренно и однообразно и это то, в чем она нуждается. При этом, ни на чьей шее Фурукура не сидит, полностью себя обеспечивает и живёт так, как считает нужным. Разумеется, общество не одобряет такой путь, ведь это застой, часики тикают, а она все никак не становится нормальной. И есть также Сираха, который тоже желает, чтобы от него отстали с претензиями, но еще хочет много зарабатывать, высокий социальный статус, успех, а также жить припеваючи и не работать. Ей до лампочки, ему - всё надо. Она делает, он лишь болтает. Она личность самостоятельная, а он нет. Но все они варятся примерно в одном и том же котле общественного неодобрения для маргинальных элементов. Справедливо ли это, судите сами.

Довольно показательно в произведении демонстрируется лицемерие общества. Неважно, какого ужасного и противного человека выбрала себе в избранники женщина, если она нашла пару в возрасте за 30. Это же такое достижение, можно радоваться. Не имеет значения, меняет человек жизнь в пользу собственного счастья или несчастья. Если он "берется за ум", то этого уже достаточно, чтобы принять его в ряды адекватных или признать вставшим на путь исцеления.

"Человек-комбини" отражает ценности современного японского общества, но общественная машина работает так везде. Есть ли, например, сейчас люди, которых обошел стороной культ продуктивности и достигаторства и не дотронулся хотя бы по касательной? Если не хочешь крутиться как белка в колесе и выбивать для себя лучшую жизнь (в распространенном ее понимании), наверное, с тобой что-то не так.

Мой вердикт: это хорошее произведение о том, как можно выстраивать свою жизнь в ином ключе, чем это принято. Но тогда придется смириться с тем, что с тобой "что-то не так".