Больше рецензий

30 апреля 2024 г. 00:27

117

3.5 Графомания в чистом виде…

Не знаю, каким образом можно рассказать о книге и охарактеризовать её. При написании Алан Мур явно был нацелен на получение Букеровской премии, поэтому роман интеллектуально перегружен. Жанр произведения определить тоже сложно; а браться за то, чтобы пересказывать аннотацию, даже не стоит пытаться. Она не отражает истинного смысла романа (решила остановиться в определении жанра на слове «роман», так как мне в голову приходит охарактеризовать его, как семейную сагу, исторический, фантастический, модернистский роман с примесью антиутопии). Автор как будто попытался «впихнуть» туда абсолютно всё, что пришло в голову, книга пестрит фрагментами жизни героев, событиями, отсылками, очень сложными для понимания. Роман не читает нам нотации, преследуя цель в объяснении морали текста. Может быть, у меня сложилось превратное впечатление, но Мур как будто всегда находится «сверху» (как Третий Боро) и упивается тем, какой он умный, и как легко водить нас вслепую, как новорожденных котят, намеренно усложняя текст. При этом я понимаю, какой роман целостный и важный. Читала я его долго, но также и надолго он засел у меня в памяти; я постоянно мысленно возвращалась к нему и прокручивала в голове различные фрагменты, пытаясь разгадать все загадки. В итоге мне все же мешало нагромождение текста, уж слишком много отсылок «на квадратный сантиметр».

Звучит так, словно я ругаю роман, но это не так. Он настолько многогранный, интересный, в хорошем смысле странный. В тексте намешано очень много всего: вот тебе здесь и религия, и культура, и искусство, которые перекликается с психологией, отношениями в семье и щепоткой классового и расового неравенства. Как бы банально не звучало, но добро соседствует со злом, а персонажи, не понимая, что втянуты во что-то, что стоит выше них, стараются бороться с предрассудками, несправедливостью в жизни, и понять, в чем заключён ее смысл. От романа просто невозможно оторваться, хочется сидеть, гуглить каждое название в интернете (вдруг очередная отсылка), строить схемы (чем я всячески и занималась), рассматривать карту и анализировать текст. Это та книга, с которой действительно нужно работать. На 1300 с лишним страниц текста у меня ушла целая пачка разноцветных стикеров (которой все равно не хватает на всех персонажей, если отмечать их разными цветами). Такой интерес к «слоеной» истории у меня был только во время прочтения «Голосов Памано» Кабре.

Проведя долгие часы в интернете, читая биографии известных личностей, их жизни, библейские и религиозные сюжеты, географические места и хронологию важных исторических событий, я все равно осознаю, что не поняла и не нашла отсылки, наверное, и на треть текста. Я правда хочу книгу с комментариями и ключами к понимаю романа, даже если они будут больше основного текста.

Роман действительно очень сложен для понимания. Говоря о тексте, стоит отметить, что почти каждая (а, возможное и каждая) глава написана в своём уникальном стиле. Мне, как человеку, не обладающему профессиональными знаниями в области филологии, сложно охарактеризовать стиль каждой главы. Здесь встречается и стиль нуарных  детективов; и главы, написанные а-ля Стивен Кинговским сленгом; и даже в какой-то средневековой манере. Соответственно, каждая глава написана и в своём жанре. Мне больше всего пришлись по душе главы, написанные в стиле пьесы и в стихотворной форме (а одна глава была была вообще с безумно приятным слогом, как будто нараспев, как белый стих). Самая сложная и необъятная часть для меня была от лица Лючии (я так полагаю, она должна нас отсылать к романам Джеймса Джойса, но читать было уж очень тяжело), а также глава, в которой отсутствовали знаки препинания (очень интересный приём, но сквозь текст приходится продираться). Все-таки самые мои любимые главы — это те, в которых рассказывается сразу о многих персонажах, этот отрывистый стиль повествования очень пришёлся по душе, чтение становится намного динамичнее.

Текст сильно перегружен не только сюжетными моментами, но и настоящей графоманией во плоти. Если до конца романа вы не сможете с закрытыми глазами описать каждый кирпичик на улицах, а закрыв глаза, ваше воображение не будет рисовать Собор святого Павла или улицу Алого колодца, то завидую вам всем сердцем, потому что одна треть всей книги состоит из описания ВСЕГО. Лев Толстой с описанием дуба явно отдыхает, потому что зачастую за всю главу в 30—40 страниц персонаж мог просто пройти по улице и закурить. 

При этом персонажи очень яркие и интересные, колоритные, все абсолютно не похожи друг на друга, и отличить их не составляет труда, даже если вы не чертили вспомогательные схемки. Со временем интуитивно понимаешь, что это за персонаж, даже если не можешь вспомнить имя. Алан Мур рисует нам мир, где время и пространство искажено, персонажи из разных эпох могут встретиться и поговорить на лавочке. На страницах мы встретим множество известных личностей, а в молодого Чарли Чаплина я влюбилась, невозможно быть таким харизматичным мальчуганом. Там, где упоминания Лючии, рядом сидит и Джеймс Джойс (куда же без него, вообще часть книги похожа на оду в честь него). Главные герои очень приятно—неприятные, от этого колорита они ощущаются более живыми. Здесь мы встретим множество персонажей (это первая книга на моей памяти, где в одной главе соседствуют ангелы, проститутка и Алан Мур в очень интересной интерпретации) с различными травмами, судьбами, людей из различных классов, но все они объединены этим местом и событиями вокруг них. Каждый герой связан, и сам того не замечая, взаимодействует с духовным миром (Вторым Боро), что откладывает на него свой отпечаток. Линии пересечения персонажей очень интересны и нелинейны. Мы можем в начале книге прочитать о встрече Мика со странным молодым человеком, который несёт чушь, и забыть об этом событии; но потом вернуться к нему на последних главах, читая повествование уже от лица молодого человека, понимая, что с ним происходит. И вот это повествование от лица различных персонажей, когда мы смотрим на одну и ту же ситуацию с разных сторон, очень сильно привлекает и заинтересовывает. Описание Второго Боро тоже впечатляет, это совсем другой мир, который работает по своим правилам, но от этого он ещё привлекательнее (страшно даже говорить об этом в контексте книги).

Роман состоит из трёх частей, каждая обладает определенными особенностями. В первой части мы читаем о земном мире (и вначале ничего не понимаем), во второй части — о Втором Боро (наверное, все же моя любимая часть), а в третьей книге мы больше подмечаем взаимодействие между двумя мирами и движемся к развязке, пытаясь разгадать участь семьи Верналлов: безумие это или провидение.

Почему после стольких лестных слов я в итоге поставила такой низкий балл? С таким задором я мчалась к последним строкам, словно ждала чего-то… даже не знаю, чего. Осознала, что книга заканчивается уже на послесловии, где нам вкратце пересказали события предыдущих 1000+ страниц и всё. Я осталась один на один со своими мыслями и привкусом горечи. Чего-то мне не хватило в конце, как будто немного не дожали. Мы так долго шли к развязке, ждали дознания Верналлов, и все вот так закончилось. Видимо, я себе сама накрутила слишком много лишних мыслей и обманула сама себя.

Но все равно, думаю, что я ещё раз встречусь с этой книгой, когда-нибудь через несколько лет, когда смогу неспешно сидеть и анализировать каждое слово, встречающееся в тексте.