Больше рецензий

desusada

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2014 г. 20:09

1K

4

Дети - тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде.

Симон Соловейчик - известный педагог, главный редактор газеты «Первое сентября». Книга «Педагогика для всех» - результат его опыта и размышлений о педагогике, написана в период с 1977 по 1986.

Начну с того, что мне в этой книге не понравилось.
Почти все примеры, которые приводит Соловейчик, от негатива. Например:

Мама с девочкой ждут троллейбус, девочка подняла руку к лицу с явным намерением поковырять в носу. Предупредительная мама говорит:
- Врезать тебе? Или сама догадаешься?
Два урока. Урок культуры - не ковыряй в носу, неприлично, и урок бескультурия - "врезать тебе?".

Это не мой мир. Мне такую ситуацию вообще очень сложно себе представить. Может быть где-то и есть такие люди, такие родители, но я их (к счастью) не вижу. Поэтому читая, я читала о чужом. Конечно, каждый родитель иной раз раздражается, может прикрикнуть на ребенка, но вот так — ни с того, ни с сего осечь его по такому пустяковому поводу? Не знаю, связано ли это с тем, что мое родительское созревание прошло в Германии, или с тем, что книга написана в 80-е и ее примеры, описываемые ситуации, может быть, несколько устарели, но отождествить себя с родителями в этой книге я не могу.
Второй момент, который мне не понравился, это то, что на мой взгляд, теория и практика у Соловейчика сильно расходятся. Личные примеры автора связаны в основном с младшим сыном Матвеем. Матвей — последыш, родился в 79-м году, когда отцу было 49 лет. Не берусь анализировать семейную ситуацию, но предполагаю, что воспитание Матвея больше походило на бабушкино-дедушкино, а не на родительское. По примерам, которые приводит Соловейчик, кажется, что Матвей растет в атмосфере (почти?) вседозволенности.
Я сама не сторонник запретов, но убеждена, что совсем без — нельзя, будь они, эти запреты, только ради безопасности ребенка (розетки, плита, дорога и пр.). К тому же на западе в последние десятилетия ситуация в воспитании настолько развернулась от авторитарного воспитания к воспитанию «ребенка-короля», что психологи выражают опасения другого рода — о детях-тиранах, неспособных существовать в обществе (Winterhoff „Warum unsere Kinder Tyrannen werden“/ Винтерхофф "Почему наши дети становятся тиранами")

Тем не менее в "Педагогике для всех" много существенного, важного. Главный посыл книги — возлюби своего ребенка, будь ему примером, вложи свою душу в воспитание. Будь союзником своего ребенка, а не врагом.

Тихое слово действует сильнее громкого, а несделанное замечение сильнее выговора.

Дети - жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле.

Понравилась мне мысль о педагогической генетике, в чем-то созвучная с "Травмами поколений" Людмилы Петрановской.

"Педагогическая генетика - отработанные приемы воспитания, отношения к детям, отношения с детьми."

Действительно, несмотря на все старания, очень тяжело не повторять эти генетические приемы воспитания.


В заключение хочу сказать, что невольно сравнивала эту книгу с "Письмами сыну" Евгения Леонова (наверное, оттого, что в обеих книгах отцы и дети). Леонов мне ближе, роднее, ему я верю безоговорочно, хочется, чтобы и у моего ребенка был такой верный друг, надежный товарищ.