Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

19 октября 2014 г. 22:17

4K

5

Друзья мои, я открыла Америку! Нет. Изобрела велосипед. Нет. Придумала колесо. Нет. Я наконец-то прочитала первый том "Войны и мира". Эх, и долго же я шла к моей Америке, этому многострадальному томику. В 15, в 20, в 25 лет я открывала эту книгу, читала первые 30 страниц... и закрывала. Не читалось, не хотелось, не моглось. А вот сейчас я не вполне понимаю, что же со мной случилось. Я прочла первые 30 страниц... и не смогла оторваться. И сразу скажу, что на анализ или разбор я не претендую, но свои впечатления и эмоции опишу.

Светская львица Анна Павловна Шерер; князь Василий Курагин, успешный в свете; толстый неуклюжий бастард Пьер Безухов; княжна Элен Курагина, красивая мраморной красотой; маленькая княгиня Лиза Болконская с такой чудной коротковатой губкой с усиками; кажущийся, но только кажущийся, высокомерным князь Андрей Болконский; веселая девочка еще Наташа Ростова... Эти персонажи заворожили, заколдовали, утянули в свой давно ушедший от нас мир русского дворянства. Богатых и обедневших, лицемерных и искренних, чрезвычайно мудрых и несказанно тупых, всех их тонко, с какой-то даже болезненной дотошностью, описал, буквально нарисовал пером Лев Николаевич Толстой. Светские рауты, домашние вечера с высокородными гостями, ах, как же Илья Андреевич танцовал Данилу Купора, эти тайные посиделки юных Наташи и Бориса, Сони и Николая, от всего этого так и веет навсегда утраченным... Как будто часы тикали, тикали... и остановились.

А как же война? Про войну шло поначалу тяжелее, но стоило только вчитаться, как военные действия стали мне во много раз интереснее, чем жизнь светского общества, и это несмотря на мой пол. Как можно было пропускать раньше целые главы про войну? Это же целая наука. Граф Толстой с упоением рассказывает о военной стратегии, о личности полководцев Кутузова, Наполеона, Багратиона, в книге не просто мясорубка, и она, конечно, тоже, но это очень интеллигентная мясорубка, без излишних кровавых деталей: выпустили ядра, постреляли, много раненых; в книге еще и подробные планы кампаний обеих сторон, описания диспозиций, размышления о возможных ходах противника... И все это очень и очень познавательно.

Но что самое главное в этой книге, так это то мастерство, с которым автор владеет языком. Ранжир всевозможных эмоций на лицах не поддается описанию. Количество различных только улыбок, отражающихся на лицах героев, превышает разумные возможности писателей, и с хитрецой, и с высокомерием, и так, и этак... Сначала вела подсчет, потом перестала (больше десяти!). Как точно одним лишь прилагательным/глаголом/наречием Толстой передает внутреннее состояние персонажей. Да хватит одного небольшого описания внешности - и все с героем понятно. На этот момент. О нет, герои не статичные. Они меняются, некоторые плавно, как княжна Мария Болконская, некоторые с тяжелейшей ломкой, как князь Андрей.

Кстати, об этом эпизоде - ранение князя и взгляд его в небо Аустерлица. До чего же обидно, что момент ТАКОЙ мощи, превратили всей страной в главное "пугало для школьников". Уж насколько плохо помню уроки литературы, но эти сорок минут долбежки "князь Андрей видел в небе Аустерлица... ээээ, в небе Аустерлица видел... " помню отлично, они отвратят от этого произведения кого угодно. А ведь какая сцена-то на самом деле. Ломка. Боль. Смена парадигмы. И "бу-бу-бу" у доски. Фу.

Этот шедевр нужно читать взрослым. Оставьте детям детство, никогда они не поймут чувств князя Андрея, не тот возраст. А это гениальнейший эпик. И это только первый том. Что же будет дальше?

1 2 3

Комментарии


Оставьте детям детство, никогда они не поймут чувств князя Андрея, не тот возраст. 

Вот абсолютно согласна! Не могу понять, как можно такие произведения ставить в школьную программу! И ведь сочинения надо писать, мнение свое отстаивать, которое не у всех и свое. И прививают очень часто не любовь к русской классике, а с точностью до наоборот.
Я читала ВиМ 2 раза: 1-й раз в школе, даже вспоминать не хочу, и 2-й раз лет в 25 наверно, осознанно и в удовольствие :)


Я в 25 пробовала, мне было не до этого :(((((


а я наверное буду читать, тогда уж сразу все тома.


У меня сразу все не получается, по играм много нахватала (девушка семейства овца). Но я думаю, я на все наплюю и продолжу :)


таки по результатам первого тома могу сказать, что "эта сухая военная хроника, точно художественное произведение?"


Про людей и характеры ты опять все пропускаешь? :(


какие такие характеры... у одной губа до нижних зубов не достаёт, у остальных барышень верхняя губа едва ли не усатая, верхние губы мужчин тоже имеют разную степень противности... надо быть специалистом-верхнегубологом, чтобы понять сей фетиш Льва.

Толстой практически не развивает сюжет, давая читать самые сумбурные сцены, в которых надо было юмора добавить, а не показывать фанатиков-правдолюбов со скрытым подсознательным камикадзе.


У меня другое мнение.


так и я ещё продолжаю читать... держу в уме твоё обещание насчёт третьего тома


Ну теперь я уже чо-то сомневаюсь и в третьем томе ((


да и я расстроен немного, всё-таки "Анна Каренина" весьма даже хороша была


Я с тобой вместе... расстроена.


второй том гораздо интереснее, но ровно до масонов - опять в печали


Тоже никогда не считала эту книгу образцом школьной программы. А сколько их таких.


С остальным у меня не было таких проблем в школе ... Разве что еще Достоевский. Остальные как-то проще воспринимались, Чехов, Бунин, Тургенев.
Но думаю, сейчас все равно будет совсем другое восприятие.

А эту вообще не знаю, как можно школьникам донести. Хоть как ее крути, не поймут.


Что-то захотелось перечитать с вашего легкого пера :)


Я только за :)


Друзья мои, я открыла Америку! Нет. Изобрела велосипед. Нет. Придумала колесо. Нет. Я наконец-то прочитала первый том "Войны и мира". Эх, и долго же я шла к моей Америке, этому многострадальному томику. В 15, в 20, в 25 лет я открывала эту книгу, читала первые 30 страниц... и закрывала. Не читалось, не хотелось, не моглось.

Как знакомо. До сих пор так и не прочитала. Пыталась читать другие - тоже также. Не знаю... Хочу всё-таки прочитать, но первый том даже не смогла ни разу осилить. Максимум куда доходила "Третья часть Первого тома" и это было в школе. После школы даже до туда не доходила.

А вот с "Преступлением и наказанием" у меня даже в школе легче было. Прочитать я его тоже не прочитала, но куски из него гораздо бОльшие читала в качестве домашнего задания. "Идиота" пыталась прочитать когда сериал сняли, вернее после сериала. Даже книжка всё еще смотрит немым укором. С Достоевским мне кажется мне будет легче. ВиМ тоже уже стал моим личным челенджем, который я пока так и не осилила. Так что поздравляю Вас с выигранной битвой. Надеюсь и "войну" Вы выиграете и ВиМ дочитаете.


Спасибо большое!
Надеюсь, у вас тоже все получится, и с Достоевским, и с Толстым, все у вас (и у нас) еще впереди!


Я тоже надеюсь. Хочу взять как-нибудь в "классики". Во всяком случае "Идиота" уже даже наметила. Не могу пока взять. Не закрыла долги по предыдущему туру "классиков".


:) Игры, игры... Классики я тоже люблю.
Но остальные тома без игр буду читать :)


Я просто боюсь не осилить без игры. Хотя... Почему бы и нет)))


Да однозначно школьная программа по литературе - это Содом и Гоморра. Меня школа выплюнула как второй уж год, а до сих пор с ужасом вспоминаю это всё. Я-то ещё что, если монументальщину по типу Толстого, Достоевского, etc. я пропускал, с кажущейся мне до сих пор логичной мыслью, что пока рановато, то вот рассказы Бунина, Горький, Короленко там - всё это идеально шло, да и своих интересов касательно чтения было предостаточно. А вот смотря на мучения одноклассников я только лишь понимал, что тяга к чтению, и без того во многих не великая, попросту отвращается. Жуть


С другой стороны, что в школе можно изучать, чтобы развить любовь к книгам и не скатиться к чтению одноклеточных книг? Я ответа не знаю, да и не мне решать.
Но ВиМ считаю однозначно лишней в школьной программе.


Ничего искусственно прививать вообще не нужно, главное развить в человеке умение аналитически и логически рассуждать, хотя бы задатки. Для этого нужны небольшие произведения, хоть пара на год, которые будут досконально от корки до корки изучаться. А дальше уже на выходе каждый сам будет для себя решать как, что и сколько читать. И читать ли вообще


Для этого нужны небольшие произведения, хоть пара на год, которые будут досконально от корки до корки изучаться.

Был у меня и такой опыт в школе. Мы весь семестр изучали О'Генри "Дары волхвов". Буквально по предложению разобрали. Потом этот О'Генри у меня ушами шел, я к нему до сих пор не хочу подходить, хоть и знаю, что зря.
Так что тут не угадаешь.


Тоже может быть, вы правы. В общем, грустно всё это)


Я одна, что ли, пёрлась от школьной программы по литературе?)) Впрочем, "Войну и мир" я тоже считаю чересчур объёмным чтивом для такого возраста; по-моему, из моих одноклассников даже краткий пересказ никто целиком не осилил :)


Думаю, ты не одна, скоро придут тебя поддержат :)))))
Но мне, как математику, литература была адски сложным предметом. Ладно бы еще просто прочитать ту же ВиМ, так ведь еще анализ требовали в развернутой форме. Какой нафиг анализ в 15 лет, что там можно наанализировать?


Понимаю) У меня старший брат был в такой же ситуации - чистый математик/физик/информатик. Насмотрелась на его страдания по литературе и языкам))


С языками нормально было, как по мне языки программирования - как те же иностранные, только логичнее, а вот литература - ужасный ужас, весь класс мой страдал (((


Не Вы одна, но что-то, по отзывам судя, нас таких исчезающе мало.


Возможно, это действительно повод обновить программу...
Хотя с другой стороны, подавляющее большинство детей терпеть не может школу в целом))


Я думаю, что такие сложные вещи в программе есть, потому что дети всё-таки в пятнадцать лет способны понять намного больше, чем иногда кажется взрослым. И для того, чтобы они просто знали, что существуют такие писатели, как Толстой, чтобы потом к ним вернуться уже повзрослевшими.


Наша учительница давала нам только отдельные отрывки для прочтения, понимая, что целиком этот роман вряд ли кто осилит. За что ей большое спасибо. Хотя и гуманитарный класс был. А вот через два года после этого я прочитала ВиМ целиком. Прекрасно и легко легло. Очень хочу перечитать, но пока все никак.


отдельные отрывки для прочтения

Имело смысл? Это же получается тоже как-то ни то, ни се, вырвано из контекста. Хотя, может быть, для существующей программы это выход.

Думаю, вы будете перечитывать еще не раз :) раз в таком юном возрасте легко читалось. Завидую даже (белой завистью).

Пойду почитаю MSDN :Р


Имело смысл?

Имело. Отрывки были довольно большие и законченные по смысле. В любом случае никто не пострадал. :) Прочитать такое произведение в 10 классе даже такому книжному червю как я было не под силу. Уж слишком много всего было.

Пока никак не получается перечитать. Надо было, наверное, брать в Игре в классики. :)

Удачи вам с остальными томами. :)


Да, возможно, это наилучший выход.

Удачи и вам в перечитке (слово-то какое дурацкое) Войны и мира и спасибо!


Отличная рецензия. Тоже, наверное, решусь перечитать это - не побоюсь данного слова - ВЕЛИКОЕ произведение. :)


Спасибо. Буду рада, если вы решитесь :)


Поздравляю!:)
Вот так втянешься и будешь перечитывать каждые 10 лет взрослой жизни, как я:)


Спасибо, Агни. Ого, какая ты молодец, не буду спрашивать, сколько накопилось перечиток :)
Каждый раз открываешь что-то новое? Или наслаждаешься старым?


Пока читала 3 раза (всего) :)
Все вместе - и открытия, и удовольствие...
Но следующая перечитка чуть-чуть отложится - стоклько хочушек! Но с другой стороны "никогда не говори никогда" - на полочке стоит собрание сочинений - а вдруг потянет:)


Я с ЛЛ почти забыла, что значит перечитывать. (((


А я нет) Держу себя в ежовых рукавицах и не записываюсь в новые игры. ВОт сегодня удержалась от Книжного путешествия, поскольку уже перечитываю Маклина:)


Герой ты просто!

1 2 3